14.01.2020

«Страсбург точно нас выслушает»

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+
«Страсбург точно нас выслушает» «Страсбург точно нас выслушает»

Мосгорсуд отказался выпустить адвоката Дагира Хасавова из СИЗО

Иллюстрация: Вера Демьянова
Процесс
Дело адвоката Хасавова

Вчера, 13 января, Мосгорсуд рассмотрел апелляционную жалобу на продление «стражи» Дагиру Хасавову. Известный российский адвокат уже четыре месяца находится в СИЗО – следствие считает, что он давил на свидетеля, добиваясь выгодных для своего подзащитного показаний. Защита Хасавова представила на суде широкий набор аргументов в пользу изменения меры пресечения: от процессуальных нарушений следствия до ссылок на позицию ЕСПЧ и Верховного суда. Однако судья отказалась выпустить адвоката из СИЗО.

Дагир Хасавов был арестован 18 сентября 2019 года, а в ноябре Басманный районный суд продлил ему меру пресечения. Именно на это решение защитниками Хасавова была подана апелляционная жалоба. Вчерашнее заседание по её рассмотрению в Мосгорсуде началось с дежурным опозданием. У входа в зал собрались родственники и коллеги Хасавова, около 15 человек. Ранее адвокат Юрий Борисов рассказал в интервью «Улице», что Хасавова защищают более двух десятков коллег; вчера стало известно, что в защиту вступила и известный адвокат Каринна Москаленко. Перед началом заседания она побеседовала с корреспондентом «Улицы», подчеркнув, что дело Дагира Хасавова «создаёт опаснейший прецедент ограничения фундаментального права человека на свободу».

Адвокат Каринна Москаленко

С беззаконием нужно сражаться в Европейском суде по правам человека. Возможность обратиться не только в российские суды, но и в ЕСПЧ придаёт особый смысл деятельности по защите интересов Дагира Хасавова.

Отметим, что защита уже подала жалобу в Европейский суд, указав на необоснованное содержание адвоката под стражей – это нарушение статьи 5 Конвенции (право на свободу и личную неприкосновенность).

Когда процесс начался, судья отдельно запретила вести аудиозапись происходящего – несмотря на то, что заседание не было закрытым. Причины своего решения она не пояснила. Приставы внимательно следили за исполнением этого указания: время от времени они подходили к зрителям и заглядывали в телефоны, проверяя, не включён ли диктофон.

В самом начале заседания Дагир Хасавов выразил недоверие представителю Генпрокуратуры, который, по его мнению, проигнорировал нарушения прав обвиняемого при рассмотрении дела в районном суде. А адвокат Юрий Борисов попросил вынести частное определение в отношении судьи и председателя Басманного районного суда, которые почти два месяца не могли передать материалы дела в Мосгорсуд для рассмотрения апелляционной жалобы, чем нарушили права подзащитного.

Ходатайство подал и адвокат Максим Ижиков. Он попросил приобщить материалы, характеризующие личность обвиняемого: диплом о получении юридического образования и диплом о получении научной степени. Также защитник попросил судью приобщить протокол выемки, подтверждающий изъятие у адвоката загранпаспорта. Этим он намеревался нивелировать доводы стороны обвинения, которая указывала, что наличие загранпаспорта даёт Хасавову возможность скрыться. Документы были приобщены.

После этого судья монотонно зачитала материалы дела и кратко пересказала доводы апелляционной жалобы на решение Басманного районного суда о продлении срока содержания под «стражей». Защитники Хасовова полагают, что решение об аресте адвоката «не является объективным и мотивированным». Адвокат Юрий Борисов указал в жалобе, что районный суд не привёл конкретных доказательств, подтверждающих необходимость содержания Хасавова под стражей. Другие защитники полагают, что условия содержания адвоката в СИЗО нарушают принцип гуманизма и унижают его человеческое достоинство. «Решение Басманного районного суда противоречит требованиям УПК и положениям постановлений Пленума Верховного Суда», — подчеркнул адвокат Саид Ярахмедов.

В свою очередь, следствие и сотрудник Генпрокуратуры выступили против удовлетворения жалобы защитников. Они заявили судье Мосгорсуда, что решение районного суда законно и мотивировано. Аргументы остались стандартными: «Хасавов обвиняется в совершении тяжкого преступления, может скрыться от суда и следствия». «Повторяют, словно мантру», – прокомментировала эти слова адвокат Каринна Москаленко.

После этого адвокаты попросили суд ещё раз исследовать доказательства, приведённые в райсуде. Но судья отказалась это делать, пояснив, что «представленные в районном суде доказательства были надлежащим образом им оценены, стороны вправе ссылаться на них во время судебного заседания».

«Объясните мне, в чём я виноват?»

В ходе прений адвокаты обосновывали свою позицию ссылками на международное право, активно цитировали Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Так, адвокат Максим Ижиков заявил, что решение районного суда нарушает сразу несколько положений статьи 5 ЕКПЧ. «Мы считаем, что в деле нашего доверителя помимо пунктов 3 и 4 статьи 5 нарушены статьи 3 и 18 ЕКПЧ. Условия его содержания в СИЗО, учитывая состояние здоровья Дагира Хасавова и необходимость хирургического вмешательства, являются пыточными. А истинной целью ограничения прав нашего подзащитного является желание “убрать“ его из дела Раюдина Юсуфова» — сказала адвокат Каринна Москаленко.

Дагир Хасавов защищает Раюдина Юсуфова – заместителя бывшего премьера Дагестана Абдусамада Гамидова. Чиновников обвиняют в присвоении бюджетных средств, выделенных на реконструкцию спецучреждения для временного содержания иностранцев (ч. 4 ст. 160 УК). Потерпевшей стороной Следственный комитет признал КУ «Дирекция единого государственного заказчика-застройщика». При этом представитель «Дирекции» Артур Хавчаев заявил в суде, что никакого ущерба организации не было нанесено. Но потом в процессе появился другой представитель «Дирекции» Арсен Фатуллаев – и вопреки показаниям Хавчаева стал утверждать, что растрата всё же была. Вскоре после этого был задержан Хасавов. Адвоката обвинили в воспрепятствовании правосудию (ч. 1 ст. 294 УК РФ) и принуждению Фатуллаева к даче ложных показаний (ч. 4 ст. 309 УК РФ). Уже после ареста адвоката Лефортовский районный суд признал Гамидова и Юсуфова виновными и приговорил их к 6,5 и 5,5 годам колонии общего режима соответственно. Защита экс-чиновников считает приговор несправедливым и уже обжаловала его.

Адвокаты продолжили пересказывать доводы апелляционной жалобы. Максим Ижиков указал, что Хасавов, как и любой адвокат, является по УПК спецсубъектом. А значит, руководитель ГУ по расследованию особо важных дел СКР не имел права возбуждать уголовное дело — в случае с Дагиром Хасавовым это мог сделать только руководитель столичного ГСУ или два его заместителя. По мнению Ижикова, из-за такого серьёзного процессуального нарушения необходимо как минимум смягчить меру пресечения Хасавову. Он также сравнил меры пресечения экс-чиновника и его адвоката: «Почему Раюдина Юсуфова, несмотря на всю тяжесть предъявленных обвинений, отправляют под домашний арест, а моего доверителя заключают в СИЗО?»

Адвокат Борисов заявил, что само обвинение в совершении преступления, с которым тесно связан вопрос об избрании меры пресечения, является абстрактным: «Дагира Хасавова обвиняют в очень размытых деяниях. Одна из инкриминируемых ему статей УК вообще не предполагает возможности заключения под стражу». «Верховный Суд говорил, что нельзя продлевать срок содержания под стражей только на основании предъявлении человеку обвинения в совершении тяжкого преступления», — добавил адвокат Мурад Мамедов.

«Приставы вели адвоката как опасного преступника»
«Улица» поговорила с защитником Дагира Хасавова

Последней выступила Каринна Москаленко. Она призвала судью соблюдать конвенционные обязательства России и применять обязательные правовые позиции ЕСПЧ. «Ключевое слово сегодняшнего заседания – произвол, — сказала Москаленко. — Проведение заседания в районном суде в присутствии собак и спецназа ФСБ можно назвать только произволом и давлением на судью». Она считает, что обжалуемое постановление районного суда является недоброкачественным и «служит примером надругательства» над положением пункта 4 статьи 5 ЕКПЧ. «Ваша честь, у вас есть шанс продемонстрировать независимость судебной власти от силовой корпорации, освободив невинного человека», — завершила выступление Москаленко.

Дагир Хасавов поддержал требования своих защитников и попросил суд избрать ему меру пресечения, не связанную с ограничением свободы.

Адвокат Дагир Хасавов

Я прошу освободить меня из СИЗО. Дайте мне возможность заниматься делом всей моей жизни. Условия СИЗО сильно затрудняют защиту моих доверителей, включая Раюдина Юсуфова. Я всю жизнь отдал служению стране и профессии. Объясните мне, в чём я виноват? Почему меня здесь держат?

По мнению адвоката, «некоторые высокопоставленные сотрудники» СК заинтересованы в продлении ему срока содержания под стражей.


«Происходящее — проблема корпорации»

Представители следствия и Генпрокуратуры выступили против удовлетворения жалобы. Следователь Павлова заявила, что продление срока содержания под стражей вполне допустимо, так как Хасавов обвиняется в совершении тяжкого преступления. Представитель Генпрокуратуры Васильев подчеркнул, что изъятие у адвоката загранпаспорта не помешает ему скрыться. Он также отметил, что нахождение обвиняемого в СИЗО препятствует возможному давлению на свидетелей. «Доводы обвиняемого и его защитников являются необоснованными. Они не доказали, что Хасавову должна быть избрана более мягкая мера пресечения», – заключили представители стороны обвинения.

После завершения прений судья удалилась в совещательную комнату, в которую вела дверь из зала судебного заседания. А всех участников процесса и слушателей попросили выйти в коридор. Но в какой-то момент в зал заседания зашли следователь и представитель прокуратуры – на это обратили внимание адвокаты. Защитники попросили приставов пресечь незаконные действия представителей обвинения, но те даже не шелохнулись – адвокаты разочарованно вздохнули.

Вернувшись из совещательной комнаты, судья отказала в удовлетворении всех требований стороны защиты, посчитав решение Басманного районного суда законным и мотивированным, а судебную волокиту — не заслуживающим вынесения частного определения обстоятельством.

Впрочем, такое решение для присутствующих не стало неожиданностью: судья всё заседание демонстрировала солидарность со стороной обвинения и неоднократно перебивала выступающих адвокатов. Отметим, что в конце заседания она сделала корреспонденту «Улицы» замечание за то, что он конспектировал происходящее на телефон, и запретила им пользоваться. После заседания адвокат Юрий Борисов сказал, что в интересах подзащитного уже поданы жалобы во Второй кассационный суд. «Нас (адвокатов – «АУ») сегодня так много из-за того, что происходящее — проблема корпорации. Если мы не добьёмся справедливости здесь, то Страсбург точно нас выслушает», — сказала Каринна Москаленко.

Отметим, что ранее Басманный суд отправил Дагира Хасавова под стражу до 16 января – так что в ближайшее время защита вновь будет доказывать суду необходимость смягчения меры пресечения.

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.