СК не увидел угроз дагестанскому адвокату
Защитник пытается наказать полицейских, пообещавших «переломать все ноги»
Дагестанское управление Следственного комитета отказалось возбуждать уголовное дело об угрозах адвокату Аиде Касимовой. В заявлении она сообщала, как местные полицейские обещали «переломать ей все ноги» за попытку помешать незаконному задержанию доверителя. Заручившись поддержкой местной палаты, адвокат почти два месяца пытается привлечь силовиков к ответственности – но пока её борьба не дала результатов. Более того, давление со стороны полицейских только усилилось, жалуется Касимова.
В начале июня адвокат Аида Касимова сообщила «Улице» о том, как полицейский угрожал ей насилием. «Улица» подробно рассказывала об этом инциденте.
Напомним, Касимова защищает трёх жителей Махачкалы – Кади Ибрагимова, Нажмудина Магомедова и Абдулгамида Раджабова. «Они были незаконно задержаны в ночь на 29 мая, к ним применялись пытки. А затем их незаконно привлекли к административной ответственности», – рассказала адвокат. Силовики удерживали мужчин несколько дней, а перед освобождением заставили подписать бумаги об отсутствии претензий. Один из пострадавших, Кади Ибрагимов, 2 июня пришёл в офис Касимовой для консультации. Там ему стало плохо, поэтому адвокат отвела его в ближайшую клинику. Врачи осмотрели мужчину; узнав, что травмы появились в результате пыток, они позвонили в дежурную часть МВД.
Скоро в больницу прибыли полицейские, но не дежурная группа, а сотрудники в штатском. Среди них Ибрагимов узнал одного из пытавших его силовиков. Мужчины попытались забрать Ибрагимова якобы для опроса о пытках. Но адвокат не дала им сделать это. По словам Касимовой, один из мужчин стал угрожать ей: «Он сказал, что меня так не оставит, что переломает мне все ноги». Тем не менее сотрудники в штатском ушли, а в больницу приехала настоящая следственная группа.
В тот же день Касимова обратилась в дежурную часть МВД по Республике Дагестан, а также в МВД России. Она потребовала возбудить в отношении полицейских уголовное дело «о превышении должностных полномочий, злоупотреблении должностными полномочиями и угрозе убийством, совершённой в отношении защитника». На следующий день, 3 июня, она подала письменные жалобы в федеральное МВД и СКР. Тогда же она узнала, что её первые заявления переданы в УСБ республиканского МВД.
«Не усмотрели состав преступления»
Адвокат в разговоре с «Улицей» подчёркивала, что обратилась с заявлением о преступлении прямо в день его совершения – чтобы успеть изъять запись с больничных камер видеонаблюдения. «Я очень боялась, что эту запись потеряют», – объяснила Касимова. Однако ни сотрудники УСБ МВД по Дагестану, ни работники СК Ленинского района Махачкалы не спешили изъять видео. По этой причине 5 июля Касимова написала письмо (есть у «АУ») главе СК РФ Александру Бастрыкину. В нём она попросила «взять на особый контроль» рассмотрение её заявления.
Адвокат Аида КасимоваЯ как адвокат, представитель юридической сферы, обладаю всей полнотой знаний – но сотрудники полиции при указанных обстоятельствах не предприняли никаких мер для осуществления должного реагирования на поступившее заявление. Как можно говорить о защите прав и законных интересов простых лиц, не имеющих образования, не знающих о своих правах, и возможностях влиять на неправомерные действия или бездействия?
По словам Касимовой, это обращение СК России спустил в СУ СК по Дагестану. Однако сотрудники УСБ МВД всё же отправились за записью – правда, спустя неделю после подачи заявления. Как и опасалась адвокат, при изъятии возникли неожиданные проблемы. «Один из сотрудников позвонил и попросил прийти в больницу, чтобы присутствовать при выемке. Там мне заявили, что запись почему-то не сохранилась. Мол, в больницу ударила молния и не было света», – рассказала Касимова «Улице». Адвокат продолжала стоять на своём, напомнив, что ранее в больнице ей говорили о существовании нужной записи. В какой-то момент она предупредила сотрудников, что подаст на них жалобу. «Я объясняла им, что не прошу ничего незаконного – только дать оценку действиям сотрудников и понять, почему они до сих пор не отстранены от дела, – рассказала Аида Касимова. – В общем, как обычно, пришлось приложить немало усилий, чтобы правоохранители сделали свою работу». Запись в результате нашлась.
Тогда же, 9 июля, адвокат узнала, что по её заявлению УСБ МВД по Дагестану проводит простую проверку, а не служебную. «В последнем случае речь может идти об отстранении от должности, назначении взыскания. А проверка по сообщению может занять месяц – и результатом будет лишь ответ, есть ли должностной проступок или нет. Только после этого будет назначена служебная проверка о соответствии занимаемой должности», – объяснила она.
Проверку действительно продлили до 3 августа. Но Касимову заверили, что сотрудники серьёзно работают и изучают видео. Сейчас адвокат хочет добиться проведения проверки не только региональными, но и федеральными сотрудниками УСБ. Она планирует в ближайшее время записаться на приём к Александру Макарову – начальнику Главного управления собственной безопасности МВД РФ. По опыту Касимовой, «он всегда доводит проверки до конца».
А вот надежды на Следственный комитет не оправдались. 20 июля Касимовой стало известно, что в СУ СК по Дагестану не стали возбуждать уголовное дело по факту превышения должностных полномочий и угроз в её адрес – хотя она предоставила видео из больницы. Сам «отказник» адвокат ещё не получила, но думает, что следователи даже не стали давать оценку записи.
Адвокат Аида КасимоваВ СУ СК по Дагестану не усмотрели состав преступления. Мне сказали, что человек, который мне угрожал, предоставил пояснение, что не делал этого – им этого хватило.
«Улица» публикует видео, предоставленное адвокатом. К сожалению, звук на записи очень плохой. На нём видно, что в больницу заходят несколько мужчин в штатском, среди которых человек с автоматом. Слышно, как один из них спрашивает: «Вы нас ждали?» Адвокат вслух высказывает сомнения в том, что прибывшие мужчины имеют отношение к дежурной группе – и заявляет, что её подзащитный никуда с ними не поедет, потому что они «топтали» его по голове. Касимова начинает куда-то звонить и произносит слова «на горячую линию прокуратуры» и «на горячую линию МВД». Через какое-то время адвокат обращается к мужчине в чёрной рубашке, направляющемуся к выходу, – и восклицает: «Вы мне не угрожайте». Но услышать, что ей до этого сказал мужчина, не представляется возможным. Через некоторое время в больницу входит полицейский в форме, и тогда люди в штатском уходят. («Улица» располагает часовой записью с регистратора, но при обрезке и конвертации звук и видео немного расходятся – это видно и на фрагменте с реакцией адвоката на угрозу. К сожалению, решить эту проблему быстро редакция не смогла, но с разрешения адвоката готова предоставить полное видео всем желающим.)
Всякое действие рождает бездействие
Параллельно Аида Касимова добивается предоставления материалов дел по «административкам» трёх её доверителей. 1 июля она пришла в ОВД Ленинского района с соответствующим ходатайством, показала удостоверение и ордер. Но дежурный сказал, что заявление нужно опустить в почтовый ящик. Адвокат выполнила это требование, но ей до сих пор не дали ознакомиться с делами. Поэтому она обратилась с административным иском в Ленинский районный суд Махачкалы – с требованием признать действия сотрудников ОВД незаконными и обязать их предоставить материалы дел. Дата заседания пока не назначена.
Адвокат также подала жалобу в порядке ст. 125 УПК в Ленинский районный суд Махачкалы – уже на бездействие сотрудников по заявлениям о пытках, которые её доверители подали 2 и 3 июля. В жалобе указано, что адвоката и доверителей не уведомляют о ходе рассмотрения заявления. Касимова попросила признать бездействие сотрудников незаконным и обязать их устранить нарушения. Вопрос пока не был рассмотрен судом.
Между тем давление на её доверителей не прекратилось: 9 июля сотрудники ОУР ОП по Ленинскому району Махачкалы задержали Абдулгамида Раджабова. Он пробыл в отделе 18 часов. Мужчина рассказал Касимовой, что полицейские требовали поменять показания о пытках – и угрожали привлечением к уголовной ответственности «по наркостатье». «С целью демонстрации серьёзности своих намерений начальник ОУР показал на стакан, внутри которого находился целлофановый сверток. Пояснив, что там находятся наркотики, которые ему подкинут», – сообщила Касимова. По словам Раджабова, полицейские очень резко отреагировали на его просьбу позвонить адвокату: «Это привело их в бешенство».
Абдулгамид РаджабовСотрудники ОУР очень негативно отзывались об адвокате Касимовой Аиде, говоря, что они ей устроят проблемы.
Опасаясь за себя и родственников, Раджабов выполнил требования, и заявил на видеозапись, что полицейские не пытали их с Ибрагимовым и Нажмудином. После этого Раджабова отпустили, составив административный протокол за мелкое хулиганство – как считает адвокат, чтобы оправдать незаконное задержание в течение 18 часов. За это время родственники Раджабова успели сообщить о задержании в дежурную часть МВД, прокуратуру и республиканское УСБ МВД. С жалобой на незаконные действия полицейских обратилась и Касимова – она написала начальнику УСБ МВД по Дагестану Расиму Меликову. По словам Касимовой, ей позвонили и сообщили, что «проводят тщательную проверку».
В беседе с «Улицей» Аида Касимова призналась, что ей «стыдно за невозможность возбуждения уголовных дел в отношении сотрудников, злоупотребляющих своими полномочиями». «Ситуация демонстрирует, что борьба за свои права только усугубляет положение людей – их начинают прессовать, угрожать возбуждением незаконных уголовных дел, – сказала она. – Эта практика в республике носит массовый характер. Это невыносимо, с этим нужно что-то делать».
Касимова рассказала «Улице», что в её практике это не первый случай давления со стороны полицейских. «Я сама в прошлом году попала в ситуацию, когда сотрудники полиции закрыли меня в ИВС, а подзащитного увезли в суд для избрания меры пресечения. Причём подзащитный сообщил об этом другому адвокату – но тот не предпринял никаких мер для моего вызволения, – пожаловалась она. – Тогда я не стала идти до конца в борьбе за свои права. Больше я не намерена так делать. Но таких ситуаций в республике очень много, очень. Ну сколько можно?»
Адвокат Аида КасимоваЕсли мы позволяем так с собой обращаться, значит, мы их сами прикрываем. Я решила больше так не делать и в этот раз довести ситуацию до логического конца. Они перешли все границы, они ничем не брезгуют, они просто стали преступниками и должны быть наказаны.
Однако Касимова признала, что зачастую адвокаты отказываются от защиты профессиональных прав, опасаясь давления на своих подзащитных. В таких случаях доверители сами просят не конфликтовать с силовиками и «договориться» через родственников. «У нас есть такое слово – “маслиат”, когда люди стараются примириться, выйти через общих друзей, знакомых, кунаков, – пояснила адвокат. – Но мои подзащитные – стержневые, стоят железно. Думаю, их принципиальность и смелость позволит показать ситуацию, которая существует в республике».