14.03.2023

«Родитель неправильно любит Родину»

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+
«Родитель неправильно любит Родину» «Родитель неправильно любит Родину»

Как отца обвинили в «дискредитации» после антивоенного рисунка дочери

Иллюстрация: Ольга Аверинова
Процесс
«Специальная военная операция»

В среду, 15 марта, Ефремовский межрайонный суд рассмотрит иск об ограничении родительских прав Алексея Москалёва. Эта история известна всей стране: 13-летняя Маша нарисовала в школе антивоенную картинку и попала в приют – а её отца обвинили по уголовной статье о «повторной дискредитации» армии. В начале марта «Улица» начала готовить интервью с защитником Алексея Москалёва, адвокатом Владимиром Билиенко – но затем он был вынужден дать подписку о неразглашении. Поэтому мы публикуем текст о преследовании семьи – с комментариями адвоката, которые он успел дать до подписки.

В есной 2022 года учительница ИЗО в школе города Ефремов (Тульская область) предложила детям нарисовать рисунки в поддержку российской армии. 13-летняя Мария Москалёва нарисовала не совсем то, что ожидала увидеть учительница. На её картинке были российский и украинский флаги. На российском было написано «Нет войне», на украинском – «Слава Украине». Также на рисунке были женщина с ребёнком, в сторону которых летели ракеты.

Учительница девочки сообщила о рисунке директору, а та обратилась в полицию. На следующий день в школу вызвали отца – Алексея Москалёва. Он воспитывает дочку один. С ним провели беседу полицейские, а позже сотрудники ФСБ. По словам адвоката, они говорили, что у Маши «нужно культивировать “другие взгляды”». Отцу предложили, чтобы девочка возглавила школьное патриотическое движение в поддержку участников «спецоперации». Тот отказался. Но именно после рисунка правоохранительные органы обратили пристальное внимание на эту семью.

В тот же день в отношении Москалёва составили административный протокол за пост в «Одноклассниках» – его посчитали «дискредитирующим» российскую армию (ст. 20.3.3 КоАП). Мужчине выписали штраф в 32 тысячи рублей. Однако он не прекратил высказываться в соцсетях. И 27 декабря 2022 года отдел полиции в Ефремове возбудил в отношении него уже уголовное дело – о «повторной дискредитации» армии (ч. 1. ст. 280.3 УК).

30 декабря к Москалёвым пришли с обыском сотрудники полиции и ФСБ. Они изъяли компьютер, деньги и другие вещи – в том числе два магнитика с холодильника, на которых дочка Москалёва написала «Слава Украине».

Издание «Медуза» (внесено в реестр «иноагентов») писало, что после обыска Москалёва увезли на допрос в ФСБ. Там его якобы били головой о стену и пол, а потом на два с половиной часа включили на полную громкость гимн России. После этого, утверждают журналисты, мужчине стало плохо и пришлось вызвать врачей. Адвокат в беседе с «Улицей» не подтвердил, но и не опроверг эту информацию.

После обыска Москалёву сказали явиться в полицию 9 января. Но после «впечатлений», которые Москалёв получил от общения с правоохранителями, он решил «сбежать» от их внимания, объяснял Билиенко. Семья уехала в город Узловая в Тульской области. 1 марта силовики всё-таки задержали Москалёва, воспользовавшись ст. 91 УПК (применяется в том числе когда подозреваемый в совершении преступления пытался скрыться. – «АУ»).

Мужчину отвезли в ефремовский межрайонный Следственный комитет, а оттуда направили в ИВС. Машу Москалёву по постановлению следователя поместили в детский реабилитационный центр «Юность» в Ефремове. По словам Билиенко, центр представляет собой более лёгкую версию детского дома.

Адвокат ознакомился с материалами дела 2 марта. Москалёв отказался от дачи показаний и не признал вину. Суд избрал ему домашний арест – до 27 марта. А следователь вынес постановление о возвращении дочки Москалёва из приюта – чтобы она могла ходить за продуктами для отца.

Однако девочку так и не отпустили домой: в историю вмешалась комиссия по делам несовершеннолетних Ефремова. Они обратились в суд с иском по ограничению Москалёва в родительских правах. Ефремовский суд назначил первое заседание по иску на 15 марта.

Адвокат Владимир Билиенко в разговоре с «Улицей» предположил: комиссия подала иск, чтобы прикрыть себя – если у кого-то из начальства возникнет вопрос, как обвиняемому по уголовной статье отдали ребёнка. В итоге по требованию комиссии Машу Москалёву оставили в реабилитационном центре.

Билиенко отметил, что в распоряжении КДН ничего не сказано о запрете на общение. Однако сотрудники центра отказываются пропустить посетителей к девочке – они утверждают, что она сама не хочет никого видеть. Не принимают в центре и продуктовые передачи для неё.

Адвокат указал, что действия КДН нарушают права Москалёва и препятствуют исполнению постановления следователя о домашнем аресте. А вот для следствия это «в той или иной степени допустимый» ущерб. Защитник направил обращение в прокуратуру и к уполномоченной по правам человека Татьяне Москальковой, но пока не получил от них ответа.

Билиенко намерен обжаловать домашний арест – по причине невозможности его исполнения. Сам Москалёв не возражал против домашнего ареста. Но при избрании меры пресечения он рассчитывал, что дочь будет жить с ним, объясняет адвокат. А теперь никто не может даже приносить ему продукты из магазина.

Отвечая на вопрос «Улицы», адвокат Билиенко предположил, что государство вполне может расширить практику давления на родителей, преследуемых по «политическим» статьям. Иски о лишении родительских прав могут быть мотивированы, например, тем, что «родитель неправильно любит Родину и тому же учит и своих детей». А это вполне могут признать причинением вреда формированию ребенка. «Так что если захотят придраться, то легко смогут это сделать», – опасается адвокат.

Автор: Кирилл Плотников

Редактор: Александр Творопыш

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.