14.11.2022

Прометей освобождённый

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+
Прометей освобождённый Прометей освобождённый

76-летний адвокат отбился от обвинений в «неповиновении»

Иллюстрация: Ольга Аверинова

Якутский адвокат Прометей Ефимов получил просьбу о помощи от дочери своего задержанного доверителя. Она рассказала, что в квартиру стучатся полицейские – угрожают выломать дверь. Ефимов приехал по адресу, потребовал у сотрудников объяснений – и был задержан за «неповиновение законным требованиям». На суде полицейские уверяли, что 76-летний адвокат был пьян и имел вид, «оскорбляющий человеческое достоинство». Интересы Ефимова представлял президент республиканской палаты – и защита не только доказала невиновность коллеги, но и добилась прокурорского представления в адрес МВД.

«Ты сейчас ударишь, он здесь на месте умрёт»

К онфликт адвоката с полицейскими произошёл в конце лета. Прометей Ефимов защищает предпринимателя Михаила Мярикянова; его доверителя обвиняют в злоупотреблении полномочиями (ч. 2 ст. 201 УК), следствие идёт уже шестой год. 24 августа Мярикянов и его жена ехали по городу. По словам Ефимова, их остановили сотрудники полиции и потребовали предъявить документы на машину. Мярикянов показал бумаги, но отказался давать их в руки полицейским. Тогда те задержали супругов и составили протокол о «неповиновении» (ст. 19.3 КоАП). До суда пару оставили в отделе полиции №2, хотя Мярикяновых ждали дома четверо несовершеннолетних детей. За ними присматривала бабушка с инвалидностью.

Прометей Ефимов узнал о задержании в тот же день, но не смог приехать к доверителю – он работал по другому делу в отдалённом районе города. Утром 25 августа адвокат пришёл на приём к начальнику отдела №2 Илье Ефремову. Тот принял защитника только в 16:00. Ефимов написал заявление с просьбой, чтобы жену Мярикянова до суда отпустили домой к детям. Полицейский принял бумагу, но адвокат остался недоволен разговором. «Человек, видимо, не на своем месте сидит. Ничего не говорит, только слушает. [Лишь отвечает, что] “примем меры” и тому подобное. Я провёл у него полчаса, и говорил только я», – пожаловался он «Улице».

Затем Прометей Ефимов рассказал о ситуации своему помощнику, общественному защитнику Сергею Тартыеву – а также другу Мярикянова, одному из фигурантов его уголовного дела Ивану Кычкину. Втроём они пошли на приём к детскому омбудсмену республики Татьяне Васильевой. Она приняла от Ефимова устную просьбу о том, чтобы супругу Мярикянова отпустили к детям. Васильева обратилась по этому вопросу в МВД и в Минтруда (документ есть у «АУ»).

Потом Ефимов с товарищами решили сходить к республиканскому уполномоченному по правам человека Сардане Гурьевой – но её не оказалось на месте. Тут позвонила 16-летняя дочь Мярикяновых и рассказала, что в квартиру стучатся два человека: они представились полицейскими и требуют открыть дверь, угрожая выломать её. Адвокат попросил девушку подождать его приезда. Уже через 10 минут Ефимов и его товарищи были на лестничной клетке. Сергей Тартыев начал снимать происходящее на телефон (получить видеозапись «АУ» не удалось).

По словам Ефимова, у двери стояли два человека. Он сразу показал удостоверение адвоката, но они не отреагировали на просьбы представиться и назвать цель визита. «Если бы они сказали, что пришли проверить условия жизни детей, я бы их пустил [в квартиру]. Но они нам просто говорили: “Идите отсюда”», – возмущается Ефимов.

В итоге полицейские решили вызвать подкрепление. Ефимов показал прибывшим сотрудникам своё удостоверение, но от него «только отмахнулись». Всем троим предложили проехать в полицейский участок №2 – где защитник ранее был на приёме. Адвокат возмутился и отказался. Тогда один из полицейских достал электрошокер, рассказывает Ефимов: «Я стоял спиной [к полицейскому с электрошокером] и разговаривал с инспектором. [Правоохранитель] сказал, что сейчас будет применять спецсредства, если мы не последуем [в отделение]. Я это слышал. Когда он [полицейский] хотел ударить меня [электрошокером] в затылок, Тартыев сказал: “Ему 76 лет! Ты сейчас ударишь, он здесь на месте умрёт”».

В итоге Прометей Ефимов и Сергей Тартыев всё же поехали с полицейскими в участок; они оказались там примерно в 22:00. На обоих составили протоколы об административном нарушении по ст. 19.3 КоАП. Адвокат рассказал «Улице», что его «сразу закрыли с пьяницами». Также у него изъяли все вещи, включая очки. Воспользовавшись правом на звонок, Ефимов связался с сыном. Тот привёз передачу с едой и сообщил о произошедшем представителям адвокатской палаты Республики Саха (Якутия). По словам Ефимова, в отдел тут же приехал президент палаты Сергей Катышевцев – и заверил, что с утра начнёт работать над разрешением ситуации (Катышевцев проигнорировал просьбы о комментарии для «Улицы»).

Адвокат и его помощник провели в отделении больше суток. По словам Ефимова, всё это время он не ел и почти не спал. «Я просил, чтобы подняли шум, чтобы быстрее рассмотрели [моё дело]. [Я сказал], что вторую ночь [в отделении] я не переживу, мне никто не поможет с сердцем», – вспоминает он в беседе с «Улицей».

«Оскорбляющий человеческое достоинство и нравственность»

Заседание в Якутском городском суде состоялось на следующий день – 26 августа. Интересы 76-летнего Ефимова представлял президент палаты Сергей Катышевцев. Суд изучил рапорты полицейских, которые пытались попасть в квартиру Мярикяновых. Они написали, что 25 августа поехали проверять детей подозреваемых. Их требование открыть дверь было проигнорировано, а через некоторое время из лифта на лестничную клетку вышли «трое агрессивно настроенных мужчин». Один из них начал «хвататься за форменное обмундирование, выталкивать [полицейских] подальше от дверей квартиры». На требования прекратить он якобы не реагировал и «разговаривал на повышенных тонах». Кроме того, в рапортах сообщалось, что Ефимов находился в состоянии алкогольного опьянения и имел вид, «оскорбляющий человеческое достоинство и нравственность». Это, по мнению полицейских, доказывалось «резким запахом алкоголя изо рта, невнятной речью и нарушенной координацией движения».

Ефимов с этими заявлениями категорически не согласен: «Какой неопрятный вид? Я [в тот день] надел совершенно новые кроссовки. Я же иду к начальнику полиции, как я буду неопрятно одеваться? И [затем] сразу иду к уполномоченному по правам ребенка, к уполномоченному по правам человека. А уже через 10 минут я оказался на месте конфликта. Где я успел употребить спиртное?» В беседе с «Улицей» он подчеркнул, что «46 лет работал в органах МВД и прокуратуры», является подполковником в отставке – и никак не может «оскорблять достоинство».

Суд изучил запись с телефона Тартыева. «Из видеозаписи, представленной в материалы дела, следует, что Ефимов представился адвокатом, действующим в интересах Мярикяновых», – говорится в постановлении.

Якутский городской суд республики Саха (Якутия)

В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Таким образом, вина Ефимова и выполнение им объективной стороны административного правонарушения… судом не установлены.

Суд принял решение прекратить административное дело за отсутствием состава правонарушения. В тот же день было рассмотрено дело Мярикяновых; в отсутствие Ефимова их защищала адвокат Оксана Десяткина. Супругам назначили по 2 тысячи рублей штрафа. Позже они обратились в прокуратуру и потребовали провести проверку действий полицейских, которые пришли к их детям.

Не пугать бабушек и детей

После заседания Ефимов отправился к врачам. По словам адвоката, он провёл два дня в кардиологическом центре, а потом целую неделю не мог нормально ходить – на фоне стресса у него отказали ноги. Тем временем полицейские подали апелляцию; дело направили на повторное рассмотрение в тот же Якутский городской суд. Заседание состоялось 24 октября, но Прометей Ефимов в нём уже не участвовал – он направил суду больничный сроком до 31 октября (есть у редакции). Его интересы представляли адвокаты Сергей Катышевцев, Ольга Тимофеева и Майя Громацкая.

Во втором постановлении рапорты полицейских пересказаны подробнее, чем 26 августа. Как оказалось, после приёма адвоката начальник ОП №2 Илья Ефремов поручил инспектору по делам несовершеннолетних Аржакову проверить, находятся ли дети Мярикяновых «в социально опасном положении». Аржаков заявил, что приехал по адресу вместе с коллегой Барбасытовым (чей рапорт тоже был в материалах дела). Они потребовали «открыть дверь квартиры и показать, с кем проживают дети» – но получили «категорический отказ». После этого «с лифта вышли трое агрессивно настроенных мужчин азиатской внешности, один из которых представился защитником Мярикяновых». Дальше суд вновь пересказал заявления про «признаки алкогольного опьянения» у адвоката.

Затем суд заслушал сообщение прокуратуры Якутска об итогах проверки обращения Мярикяновых. В надзорном ведомстве подтвердили, что полицейские получили от адвоката сигнал о возможном «ущербе интересам детей, находящихся в доме [без родителей]». Но отметили, что сотрудники действовали «преждевременно и безосновательно при отсутствии внешних признаков неблагополучия семьи».

Прокуратура Якутска

При отсутствии объективных обстоятельств, указывающих на непосредственную угрозу жизни и здоровью детей, находящихся в указанной квартире, или угрозу наступления иных тяжких последствий, сотрудники полиции не имели права взламывать двери и угрожать этим, более того, при отсутствии согласия проживающих там лиц, бабушек, детей.

Более того, прокуратура сообщила, что уже вынесла по этому факту представление об устранении нарушений в адрес начальника МУ МВД «Якутское».

Далее суд пришёл к выводу, что полицейского Барбасытова вообще не было у квартиры Мярикяновых. Он установил это по видеозаписи Тартыева и из «объяснениий непосредственных очевидцев». Поэтому второй рапорт не был принят как доказательство. Также суд отметил, что на видеозаписи «Ефимов с медицинской маской на лице представился адвокатом, каких-либо действий по отношению к сотруднику полиции не совершает, на повышенных тонах не разговаривает, какие-либо оскорбления не высказывает». Таким образом, рапорт инспектора Аржакова противоречит «обстоятельствам, установленным в ходе настоящего судебного разбирательства и в ходе прокурорской проверки».

В протоколе о задержании Ефимова не говорится, что он имеет признаки алкогольного опьянения, отметил суд. В отделе адвокат отказался от медицинского освидетельствования, но Тартыев согласился – и оно не показало опьянения. «Установленные по делу обстоятельства… исключают наличие в действиях Ефимова состава административного правонарушения», – пришёл к выводу суд и повторно прекратил производство.

Прометей Ефимов сказал «Улице» что собирается подать заявление о воспрепятствовании адвокатской деятельности. Произошедшее он называет «полицейским произволом» – и сетует на то, с какой лёгкостью нарушаются нормы о гарантиях спецсубъектов. Председатель республиканской КЗПА Александр Косолапов заверил «АУ», что адвокатское сообщество следит за ситуацией – и напомнил, что президент палаты лично участвовал в судебном разбирательстве.

«Улица» направила запрос УМВД по Республике Саха (Якутия), но пока не получила ответа.

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.