Показания высшего пилотажа
«Авиационный» адвокат Сергей Юрьев четыре часа рассказывал суду о проделанной его коллегией работе
Мещанский суд несколько часов допрашивал главу МКА «Межрегион» Сергея Юрьева, обвиняемого по делу о криминализации гонорара. По версии следствия, он якобы «завысил» стоимость юридических услуг, оказанных «Госкорпорации по ОрВД», благодаря чему «Межрегион» за 11 лет сотрудничества с предприятием «необоснованно» получила свыше миллиарда рублей гонорара. На вчерашнем заседании адвокат подробно рассказывал суду о проделанной его коллегией работе – и доказывал ущербность экспертной логики, по которой стоимость оказанных услуг была признана «завышенной».
В Москве продолжается рассмотрение дела о хищениях в «Госкорпорации по организации воздушного движения», которое в адвокатской среде назвали примером криминализации гонорара. Рассмотрение дела по существу началось 23 июля – «Улица» опубликовала подробный репортаж с первого слушания. Тогда один из обвиняемых – глава МКА «Межрегион» Сергей Юрьев – заявил суду, что в обвинительном заключении «всё придумано следствием», и «ни одного документа, которое бы подтверждало эти доводы, не существует». Накануне второго заседания, 18 августа, Федеральная палата адвокатов выступила с заявлением в поддержку адвоката – а глава Комиссии ФПА по защите прав адвокатов Генри Резник подготовил правовое заключение по делу, в котором назвал обвинение Юрьева в хищении «несостоятельным».
Напомним, председателя МКА «Межрегион» Сергея Юрьева обвиняют в особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК). Вместе с ним по делу проходят бывший член коллегии Виктор Евкин и глава правового управления и имущественных отношений Росавиации Владимир Мнишко. По версии следствия, МКА «Межрегион» в декабре 2004 года заключила трёхлетний договор о юридическом сопровождении ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» с оплатой в размере 6,8 миллионов рублей в месяц. «Не позднее» 2007 года председатель коллегии «Межрегион» Юрьев узнал, что предприятие готовится провести конкурс на заключение нового договора. Об этом ему якобы сообщил директор ФГУП Валерий Горбенко – и рассказал, что планирует обратиться в Росавиацию с просьбой помочь определить начальную цену конкурса. Далее Юрьев якобы подготовил собственную методику по определению такой цены – и поручил коллеге Евкину найти экспертное учреждение, готовое на основе этой методики написать заключение с «завышенной» ценой конкурса. Таковым, считает следствие, стал Институт государства и права РАН. После чего Мнишко из Росавиации якобы организовал направление запроса от ФГУП именно в этот институт, который подготовил необходимое заключение о начальной цене договора в 14,8 млн рублей ежемесячно. Но Горбенко, по мнению следствия, по какой-то причине решил снизить её до другой «завышенной» цены в 10,5 млн рублей. В итоге «Межрегион» выиграл конкурс, и это якобы позволило коллегии за 11 лет «необоснованно» получить от предприятия свыше миллиарда рублей. Свои выводы следствие обосновывает ссылками на комиссионную финансово-экономическую судебную экспертизу и оклады инхаус-юристов «Госкорпорации по ОрВД», размер которых не превышал 29 100 рублей в месяц. По мнению следствия, «истинной» ценой договора является сумма в 9,4 млн рублей в год, то есть 783 тысячи в месяц. Виктор Евкин во время следствия дал признательные показания и находится под подпиской о невыезде. Сергей Юрьев и Владимир Мнишко вины не признают и 15 месяцев содержатся в СИЗО.
«Колокол звонит по всем нам»
Пришедшие 20 августа на заседание по делу Сергея Юрьева не смогли сразу попасть в Мещанский суд – причиной стало уже привычное для столицы анонимное сообщение о минировании здания. Из-за этого всех работников и посетителей пришлось эвакуировать. Пока специалисты проверяли здание на наличие опасных предметов, корреспондент «Улицы» выяснил, кто ещё пришёл на процесс над адвокатом.
Кроме непосредственных участников, корреспондент увидел около десятка слушателей: родные обвиняемых, несколько коллег Юрьева по адвокатскому цеху и пара журналистов. В «группе поддержки» оказался один из членов «Межрегиона» – адвокат Вадим Прохоров. Он известен широкой публике участием в процессе об убийстве Бориса Немцова, где представляет интересы семьи погибшего политика. «Как мы видим, государство активно взялось за последние неподконтрольные ему полностью сферы деятельности – искусство, журналистику и адвокатуру. Яркими свидетельствами тому являются дело “Седьмой студии”, в рамках которого театральный режиссер Кирилл Серебренников и ряд его коллег были признаны виновными в хищении казённых денег, попытка подбросить наркотики и обвинить в торговле ими журналиста Ивана Голунова, а теперь и дело в отношении Сергея Юрьева», – объяснил Прохоров своё присутствие на процессе. Адвокат отметил, что Юрьев – человек с безупречной репутацией, которого очень уважают в сообществе: бывший офицер госбезопасности, доктор юридических наук, чья квалификация и добросовестность ни разу не ставилась под сомнение ни коллегами, ни клиентами.
Адвокат МКА «Межрегион» Вадим ПрохоровТот факт, что настолько абсурдные обвинения предъявлены человеку столь уважаемому и добросовестному, говорит о том, что этот колокол звонит по всем нам.
«При этом, в отличие от меня, например, Юрьева нельзя отнести к так называемым “врагам режима”. Тем не менее он находится в СИЗО по обвинению не только абсурдному, но и абсолютно незаконному. Ведь размер адвокатского вознаграждения законом никак не регулируется, а значит, и завысить его с точки зрения закона просто невозможно, – подчеркнул Прохоров. – Однако, как ни прискорбно это признавать, в отличие от театрального или журналистского цехов, которые горой встали за своих коллег, причём вне зависимости от своих политических взглядов, в адвокатуре мы такой солидарности не видим». На вопрос корреспондента, почему нет массовой поддержки со стороны профессионального сообщества, Прохоров сделал несколько предположений: «Думаю здесь несколько причин – от банальной зависти к успешной карьере и достойным заработкам Юрьева до непонимания важности этого процесса для будущего всего адвокатского цеха».
«Доносы и сведения счётов»
Проверка здания закончилась лишь спустя несколько часов – как и ожидалось, ничего опасного в суде не обнаружили. Уставшие от ожидания слушатели зашли наконец в зал; Сергей Юрьев уже находился в «аквариуме». Несмотря на характерную для находящихся под стражей одежду – на адвокате была довольно неформальная, но удобная в условиях СИЗО олимпийка с горизонтальными полосами разных цветов – Юрьев в течение всего процесса сохранял самообладание и демонстрировал офицерскую выправку. Заседание целиком было посвящено допросу обвиняемого – и его многочасовая выдержка, судя по всему, очаровала даже судью Олесю Менделееву. Именно она допрашивала главу «Межрегиона» – его защитники ограничились лишь несколькими короткими вопросами, а прокурор и вовсе удовлетворился ролью «слушателя». Защита Юрьева предоставила «Улице» письменные показания доверителя.
Председательствующая в процессе Олеся Менделеева получила широкую известность благодаря «делу “Седьмой студии”». Напомним, в мае 2017 года режиссер Кирилл Серебренников, ряд сотрудников его труппы «Седьмая студия» и бывшая сотрудница Минкульта были обвинены в хищении бюджетных средств, распределённых на проект «Платформа» в 2011–2014 годах. По версии следствия, вступив в преступный сговор, фигуранты похитили больше половины из выделенных 216 миллионов рублей. Из всех обвиняемых вину признала лишь бухгалтер студии, которая дала показания на остальных и заключила сделку со следствием. Другие обвиняемые категорически отрицали вину в хищении денег. Сам проект «Платформа», по отзывам критиков, был чрезвычайно успешным, что не отрицали и в руководстве Минкульта. В июне 2020 года судья Олеся Менделеева признала обвиняемых виновными в хищении 128,9 млн руб. Они были приговорены к условным срокам от двух до трёх лет и штрафам от 200 до 800 тысяч рублей. Также они должны выплатить государству 128,9 млн рублей по гражданскому иску, поданному Минкультом как потерпевшей стороной.
Судья Менделеева вела допрос главы МКА «Межрегион» удивительно доброжелательно. Чем больше Юрьев рассказывал о себе, своей карьере и работе на «Госкорпорацию по ОрВД», тем явственнее проступала симпатия на лице судьи – вообще-то известной достаточно жёстким стилем общения с участниками процесса. Менделеева едва не извинялась перед Юрьевым каждый раз, когда была вынуждена задавать вопросы о его возможной недобросовестности. Впрочем, такое впечатление Юрьев произвёл не только на судью, но и на всех присутствующих в зале, включая прокурора.
В ходе допроса Юрьев рассказал, что в советские времена, будучи кадровым офицером КГБ, занимался реабилитацией репрессированных.
Адвокат Сергей Юрьев (из письменных показаний)Сейчас, когда я читаю документы обвинения, меня не покидает чувство, что уже видел этот стиль изложения. Точно также во времена Ежова и Берии описывались несуществующие преступления. Только тогда придумывались антисоветские и контрреволюционные намерения, а сегодня – умысел на совершение экономических преступлений. И там, и там – ложь и клевета, оговор и самооговор, доносы и сведения счётов...
После распада СССР Юрьев пошёл в адвокатуру и занялся научной деятельностью – и на сегодня он фактически единственный в стране доктор юридических наук, специализацией которого является международное воздушное право.
По словам Юрьева, в нулевых один из адвокатов «Межрегиона» Виктор Евкин (также проходит в качестве обвиняемого по делу – «АУ») сообщил, что его знакомые в руководстве Минтранса ищут юристов для оказания услуг предприятию, занимающемуся организацией воздушного движения. С этого якобы и началось долгое и успешное сотрудничество «Межрегиона» и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Впрочем, уголовное дело, ставшее финалом этого сотрудничества, по утверждению Юрьева, также возникло из-за Евкина. По словам подсудимого, в 2016 году Евкин, будучи уже уволенным из «Межрегиона», обратился с заявлением в курирующее транспорт управление «Т» Службы экономической безопасности ФСБ – и сообщил сотрудникам, что МКА умышленно завышает расценки на оказание юридических услуг госкомпаниям. По мнению защиты Юрьева, Евкин сделал это, чтобы поквитаться за своё увольнение – адвокат потерял работу, когда выяснилось, что у него нет юридического образования, а представленный диплом МГУ был фальшивым.
«У вас и эти документы сохранились?»
Юрьев во время допроса подробно остановился на условиях и результатах многолетнего сотрудничества его коллегии и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Адвокат отметил, что заключённый в 2004 году договор с ФГУП принципиально отличался от всех таких соглашений, ранее заключённых адвокатами МКА «Межрегион». «Предмет договора носил комплексный абонентский характер и предполагал оказание квалифицированной юридической помощи по любым правовым вопросам, в том числе международно-правовым, – пояснил Юрьев в письменных показаниях. – По кругу лиц правовая помощь оказывалась стратегическому предприятию, состоящему из дирекции (центрального аппарата) и 18 филиалов, включавших центры организации воздушного движения и их отделения, а также учебные центры и иные структуры, общей численностью 236 подразделений <…> Численность сотрудников на 2004 год – около 25 000 человек. По времени и объёму правовая помощь должна была оказываться той продолжительностью, которая необходима для исполнения адвокатами обязательств по договору». Глава «Межрегиона» сообщил, что для исполнения договора «предусматривалась возможность задействовать 172 адвоката» коллегии.
Он также пояснил, что по постановлению правительства ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» должно предоставлять в Федеральную аэронавигационную службу проект программы деятельности на следующий год. И в 2007 году ФГУП указало в этом документе, что в 2008 году планирует потратить на юридические услуги около 80 млн рублей. «Эта сумма значительно выше той, которая указана следователем как якобы “реальная стоимость юридических услуг”. Иными словами, декларируемая следствием “реальная стоимость” имеет такое же отношение к реальности, как деяния Гарри Поттера», – заявил Юрьев в своих показаниях.
Адвокат Сергей Юрьев (из письменных показаний)Законность заключения и исполнения договоров неоднократно проверялась налоговыми органами, органами МВД и прокуратуры.
Адвокат представил финансовые показатели эффективности работы МКА за всё время сотрудничества с ФГУП. По его словам, с 2004 по 2007 годы адвокатами «Межрегиона» был предотвращен прямой ущерб предприятию на сумму около 400 млн рублей; с 2008 по 2010 годы «по неполным данным» – на сумму свыше 600 млн рублей. По какой-то причине суммы «отбитого» прямого ущерба с 2010 по 2018 года в показаниях нет – но есть примеры конкретных кейсов, финансовый успех которых сильно превышает сумму вменённого хищения.
По словам Юрьева, характерным примером работы «Межрегиона» можно назвать спор ФГУП с «Авиакомпанией “Победа”». Тогда «Победа» посчитала, что понесла убытки из-за перерасхода топлива, причиной которому стало необоснованное применение авиадиспетчерами «Госкорпорации по ОрВД» процедуры векторения для разведения воздушных судов. Компания подала иск на 3 миллиона 300 тысяч рублей, но коллегия помогла ФГУП от него отбиться. Анализ специалистов «Госкорпорации по ОрВД» показал, что в случае успеха «Победы» аналогичные иски были бы поданы другими авиаперевозчиками – и компания понесла бы ущерб почти в семь с половиной миллионов рублей в сутки в качестве компенсаций за перерасход топлива. «Таким образом, работа адвокатов МКА “Межрегион” только по данному делу предотвратила нанесение ущерба предприятию на сумму не менее 2,7 млрд рублей в год», – отметил Юрьев.
Также Юрьев рассказал, что благодаря нормотворческой работе адвокатов МКА «Межрегион» в 2015 году вступил в силу Закон № 17-ФЗ о внесении поправки в Налоговый кодекс, которая ввела специальный режим для сборов за аэронавигационное обслуживание. «[Это] позволило предприятию увеличить объём инвестиций в основной капитал за счёт собственных средств… не менее чем на 12,9 млрд рублей», – указал адвокат.
Это лишь некоторые из примеров, которые привёл Юрьев. Наличие подтверждающих документов практически по каждому упомянутому факту не раз удивило даже судью Менделееву, которая несколько раз спрашивала: «А что, у вас и эти документы сохранились, и вы можете их представить?». На что каждый раз получала от адвоката гордый ответ: «Конечно!».
«Произвольно полученные цены объявлялись “рыночными”»
Адвокат прошёлся и по экспертизе, проведённой по инициативе следствия сотрудниками НИИ экономики и права в научно-технической сфере, Именно они установили, что расценки на услуги Юрьева были завышены.
«Эти “эксперты” не использовали ни одного первичного документа (материалов поручений, дел и т. д.), ограничившись перечислением видов юридической помощи и подсчитав их количество по сводным ежемесячным отчётам об исполнении договоров. Сравнивались цены на такие же, по названию, юридические услуги, предлагаемые юридическими фирмами, – заявил Юрьев в письменных показаниях. – Специфика предмета договора и доверителя, осуществляющего аэронавигационное обслуживание, не учитывалась. Произвольно полученные цены объявлялись “рыночными”. Это всё равно что определять цену автомобиля без марки, года выпуска и технических характеристик».
Адвокат подробно объяснил ущербность экспертной логики, приведя конкретные примеры. В частности, он заметил, что эксперты взяли из интернета цену абонентского обслуживания семи юридических фирм и вычислили среднюю цену. Получилось 248 286 рублей в месяц. Затем эксперты зачем-то умножили эту сумму на 17, исходя из того, что услуги оказываются головному предприятию и 16 филиалам. «Однако при таком подходе было необходимо умножить указанную сумму на общее число структурных подразделений ФГУП “Госкорпорация по ОрВД”, – указал Юрьев. – Поскольку общее число таковых по договору от 2004 года было 255, то сумма абонентского обслуживания, по логике экспертов, должна была бы составлять 759 755 160 рублей в год, что также значительно выше, чем по договорам ФГУП “Госкорпорация по ОрВД” (примерно 9 400 000 рублей в год – “Улица”)». К определению стоимости разовых услуг эксперты тоже подошли просто – посчитали найденные минимальные цены «среднерыночными».
Юрьев также отметил, что за всё время действия договоров он «никогда не ставил вопрос об увеличении цены договоров». Более того, выяснилось, что в феврале 2017 года он обратился к руководству ФГУП с письмом о проведении независимой оценки стоимости юридических услуг – и пообещал уменьшить цену договора, если оценка покажет стоимость ниже, чем предусмотрено соглашением между «Межрегионом» и «Госкорпорацией по ОрВД». «Независимая оценка показала, что цена договора не завышена, а ниже рыночной, – рассказал Юрьев. – Согласно отчёту, на 1 марта 2017 года рыночная стоимость ежемесячных юридических услуг составляла 12 173 750 рублей».
Все четыре часа допроса пожилой Юрьев провёл на ногах, не попросив у судьи разрешения сесть. Но когда он всё же смог опуститься на скамейку в «аквариуме», то не смог сдержать вздоха – присутствующим стало ясно, что эти часы дались ему нелегко. А судья Менделеева в одно мгновение вернулась к привычному для бывавших на её заседаниях стальному тону и суровому выражению лица. Она сообщила, что следующее заседание состоится 17 сентября, а дальнейшие слушания будут происходить по пятницам.