16.02.2021

«Отказался от всех адвокатов заранее»

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+
«Отказался от всех адвокатов заранее» «Отказался от всех адвокатов заранее»

В Чечне больше 10 дней не пускают защитников к задержанным

Иллюстрация: Ольга Аверинова

В начале февраля в Нижнем Новгороде задержали двух братьев: 20-летнего Салеха Магамадова и 17-летнего Исмаила Исаева. Ранее правозащитники помогли им бежать из республики – молодые люди полагали, что им грозит смертельная опасность из-за сексуальной ориентации и атеистических взглядов. Теперь их содержат в одном из чеченских ИВС – и больше 10 дней не пускают к ним защитников и родных, несмотря на предписание ЕСПЧ. Сотрудники полиции и Следственного комитета уверяют, что задержанные «заранее отказались» от всех адвокатов.

Внезапное признание вины

А двокат Александр Немов рассказал «Улице», что молодых людей 4 февраля задержали в Нижнем Новгороде. Местные полицейские смогли пояснить только, что братьев увезли в Гудермес. «Формально их даже не задержали, а исполнили поручение следователя о доставлении на опрос в качестве свидетелей, – пояснил адвокат. – Нижегородским полицейским самим это не нравилось: доставлять свидетелей за тысячу километров».

Как сообщает «Новая газета», летом 2020 года Исмаил Исаев и Салех Магамадов обратились в «Российскую ЛГБТ-сеть»*. Исмаил Исаев рассказал, что чеченские силовики в первый раз задержали его из-за гомосексуальной ориентации в 2019 году. Тогда его избивали и удерживали в подвале отдела полиции до тех пор, пока родственники не заплатили «выкуп». После этого он переехал в Санкт-Петербург, где стал одним из администраторов «атеистического» телеграм-канала. Ещё одним администратором был его брат Салех Магамадов («Новая газета» сообщает, что он находится в состоянии трансгендерного перехода и принимает гормональные препараты). В марте 2020 года все причастные к ведению канала были задержаны, причём Исаева чеченские силовики вывезли из Петербурга в Грозный. По словам молодых людей, их удерживали в подвале, пытали и вынудили принести извинения на видео. После того как о видеозаписях написали федеральные СМИ, их освободили. Исаев и Магамадов обратились за помощью к правозащитникам и те помогли им перебраться в Нижний Новгород.

Приехав в Гудермес, адвокат отправился в местный отдел МВД. Там ему отказались предоставить информацию о доверителях, поэтому он подал заявление о похищении. На следующий день его всё-таки пропустили в ОМВД и дали возможность присутствовать при опросе. «Задавали вопросы общего характера: смотрели ли ролики с ИГИЛ**? Когда-нибудь общались с кем-либо, кто предлагал помочь ИГИЛ** или уехать за границу? Где Сирия на карте? И так далее», – рассказывает адвокат.

Он утверждает, что после опроса сотрудники «окружили» его и провели в другой кабинет. Там от Немова потребовали «дать объяснения» по заявлению о пропаже Магамадова и Исаева. «Я отказался. Но нас с подзащитными не выпускали из ОМВД – мол, мы не задержаны, но и уйти не можем, – рассказал адвокат. – Тогда дал быстро объяснения, и мы стали уходить из отдела».

Но на выходе его доверителей снова задержали. Адвокату сказали, что молодых людей увезут в село Серноводск – в местный отдел полиции. Адвокат направился туда вслед за доверителями, но больше их уже не увидел.

Немов утверждает, что поначалу сотрудники на КПП обещали решить вопрос с допуском, но потом перестали реагировать на его требования. При этом они пропустили внутрь отца одного из задержанных. «Через три часа отец вышел и сказал, что оба парня отказались от адвоката», – говорит Немов. Ему показалось странным, что доверители так резко решили отказаться от защиты, оказавшись в следственном отделе. «Очевидно же, для чего всё это делалось. Изначально чеченские сотрудники были недовольны, что я участвую в опросе и “мешаю” им работать», – говорит он.

Отец рассказал адвокату, что молодые люди признались в пособничестве незаконному военному формированию (ч. 2 ст. 208 УК) – якобы они передавали продукты террористу.

Адвокат Александр Немов

Обвинение в том, что они якобы кормили террористов, связанных с ИГИЛ*, – абсурдно. Учитывая их сексуальную ориентацию, странно представить, чтобы радикально настроенные мусульмане принимали от них еду.

Немов до полуночи пытался попасть в отделение, но его так и не пустили. Звонки на номер 112, по «телефону доверия» и в УСБ также не дали результата. При этом ему не объяснили, почему задержанные не могут повторить заявление об отказе от услуг адвоката в его присутствии.

Адвокат предпринял ещё несколько попыток попасть в отдел и после полуночи уехал из Чечни. Он планирует сообщить о ситуации с недопуском в ФПА. 10 февраля из республики уехал и отец задержанных братьев. «Он покинул регион в связи со смертельной угрозой, как он сам обозначил», – заявили представители «Российской ЛГБТ-сети» в комментарии «Кавказскому узлу».

«Вы нам мешаете – а мы их спасаем»

«Российская ЛГБТ-сеть»* направила в Чечню адвоката Марка Алексеева – он приехал в Серноводский ОМВД. «На КПП мне сказали, что моих подзащитных там нет, – рассказывает Алексеев. – Потом сказали, что нет начальника, потом – что сегодня выходной и приходить надо завтра». Защитник возразил, что его доверители фактически задержаны, поэтому он имеет право пройти к ним в любой день.

После очередного отказа адвокат заявил, что напишет заявление о похищении Исаева и Магамадова. «Я не знаю, где они, никаких процессуальных документов об их статусе мне не показывают, – пояснил Алексеев. – Но когда я попросил пропустить меня, чтобы я написал заявление о похищении, мне ответили, что “дежурная часть велит не пускать”».

Адвокат позвонил по номеру 112, чтобы зафиксировать недопуск, но звонок перевели в ту же дежурную часть, на действия сотрудников которой он хотел пожаловаться. Позже, со слов Алексеева, к нему вышел сотрудник, представившийся заместителем начальника ОМВД. Он сообщил, что «люди и материалы направлены в Следственный отдел по Чеченской Республике ГСУ СК РФ». Услышав вопрос, почему нельзя пройти в отделение и составить заявление, замначальника снова сослался на выходной день. «Мол, что вы тут мешаете – отец задержанных нам сказал, что они от всех адвокатов отказываются, от всех наперёд, – пересказывает Алексеев. – Я возразил, что это невозможно по закону, тем более что один из задержанных является несовершеннолетним. Мне ответили: “Вы тут мешаете, а мы его спасаем”». От чего задержанных спасают, не допуская адвоката, сотрудник не объяснил.

Алексеев направился в Следственный отдел по Чеченской Республике. Там у него всё-таки приняли заявление о незаконном задержании доверителей и превышении полномочий сотрудниками, отказавшимися допускать адвоката. Он также зафиксировал произошедшее по телефону 112. Там ему сообщили, что материалы дела направлены в Ачхой-Мартановский межрайонный следственный отдел.

«Я приехал туда уже около 8 вечера, – говорит Алексеев. – Через окошко КПП сказали, что ни людей, ни материалов не поступало». Примерно в то же время министр информации и печати ЧР Ахмед Дудаев заявил СМИ, что Исаев и Магамадов задержаны за пособничество бандгруппе и находятся в ИВС Урус-Мартана.

«Наутро я снова приехал в ИВС. Мне подтвердили, что задержанные там, но меня не пропустили», – говорит Алексеев. Вход в ИВС располагался рядом с КПП ОМВД по Урус-Мартановскому району. Сотрудник ОМВД снова сообщил адвокату, что задержанные от него отказались. «Но они максимум могли знать мою фамилию, но не имя-отчество, – подчёркивает Алексеев. – И один из них несовершеннолетний, без законного представителя он не мог отказаться от адвоката». Адвокат провёл там несколько часов и отправился в Следственный отдел. «Там меня пропустили, подошёл следователь и, глядя мне в глаза, повторил, что от меня уже отказались, – вспоминает Алексеев. – Я сказал: прошу в соответствии с УПК ознакомить меня с постановлением о возбуждении уголовного дела. На что мне посоветовали написать соответствующее ходатайство – мол, его рассмотрят в трёхдневный срок».

Адвокат уверен, что это требование незаконно – по его мнению, защитник при вступлении в дело имеет право сразу же ознакомиться с документами. Тем не менее он написал ходатайство и приобщил ордера. После этого Алексеев прекратил попытки попасть к задержанным. Он планирует пожаловаться на незаконные действия сотрудников в «родную» адвокатскую палату Санкт-Петербурга.

Делом занялся ЕСПЧ

Юрист Российской ЛГБТ-Сети Вероника Лапина рассказала «Улице», что организация подготовила обращение в ЕСПЧ ещё 5 февраля – после первого отказа пускать адвоката к задержанным. Организация сотрудничает с матерью задержанных, и обращение было сделано от её имени. Юристы указали, что жизни и здоровью братьев угрожает опасность, и попросили принять срочные меры в соответствии с Правилом 39 Регламента ЕСПЧ. Они также попросили ЕСПЧ обеспечить гарантии права Исаева и Магамадова на помощь адвоката. Лапина подчеркивает, что заявления сотрудников ИВС и СК об отказе задержанных от защитников никак не влияют на обращение в ЕСПЧ.

Юрист Вероника Лапина

В Суд обращаются не сами молодые люди, а их законный представитель, мать. Они могли отказаться от адвокатов под давлением, нельзя об этом забывать.

По словам юриста, 8 февраля Европейский суд принял обращение и потребовал от РФ до 22 февраля представить свою позицию. Кроме того, ЕСПЧ согласился, что существует риск нанесения непоправимого вреда здоровью Магамадова и Исаева. Суд обязал Россию в срочном порядке обеспечить допуск независимых медиков, адвокатов и родственников к задержанным. Лапина отметила, что адвоката Александра Немова уже вызвали 18 февраля в УСБ полиции Чечни для дачи объяснений по недопуску. Она предполагает, что это может быть связано с запросом от ЕСПЧ. Но никакой другой реакции на требования Суда пока не последовало.

Также юрист рассказала, что 12 февраля к задержанным попытался попасть третий адвокат (по данным «Кавказского Узла», это был Ваха Бадаев). Но и его отказались пропускать в ИВС по Урус-Мартановскому району. Таким образом, защитники до сих пор не смогли ознакомиться с материалами дела и не знают процессуального статуса братьев.

«Улица» обратилась за комментарием к президенту адвокатской палаты Чечни Шамхану Катаеву. Он заявил, что не получал информации о недопуске адвокатов к задержанным в ИВС или ОМВД: «Мне никто ничего об этом не сказал, палата не располагает такой информацией». Катаев также добавил, что ему ничего не известно о проведении проверки по заявлениям адвокатов Алексеева и Немова о недопуске и превышении полномочий. «Улица» направила запросы в МВД по Чеченской Республике о ситуации с недопуском защитников в отделения полиции и ИВС. На момент публикации ответа не поступило.

* Организация внесена в реестр «иноагентов».

** ИГИЛ – запрещённая в России террористическая организация.

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.