06.06.2020

«Он сказал, что переломает мне все ноги»

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+
«Он сказал, что переломает мне все ноги» «Он сказал, что переломает мне все ноги»

Адвокат заявила об угрозах со стороны полицейского

Иллюстрация: Вивиан Дель Рио

Адвокат из Дагестана Аида Касимова обратилась в правоохранительные органы с просьбой привлечь к ответственности нескольких махачкалинских полицейских. Защитник утверждает, что они намеревались похитить из больницы её доверителя, который ранее пожаловался на пытки с их стороны. А когда Касимова отказалась выполнить незаконные требования, один из полицейских пообещал «переломать ей все ноги». Республиканская палата поддержала коллегу – там считают, что в действиях силовиков усматриваются признаки уголовного преступления.

А двокат Аида Касимова защищает трёх жителей Махачкалы – Кади Ибрагимова, Нажмудина Магомедова и Абдулгамида Раджабова. «Они были незаконно задержаны в ночь с 28 на 29 мая. К ним применялись пытки. А затем их незаконно привлекли к административной ответственности», – рассказала она «Улице». По информации дагестанского издания «Черновик», трое мужчин были знакомы с Шамилем Магомедовым, который несколькими днями ранее участвовал в драке. Полицейские жёстко задержали Шамиля Магомедова и находившегося в его квартире Ибрагимова; позже к ним в Ленинский отдел доставили Нажмудина Магомедова и Абдулгамида Раджабова. По словам мужчин, полицейские пытали их, требуя дать показания на Шамиля Магомедова – хотя никто из троих даже не присутствовал при драке. Силовики удерживали их несколько дней, а перед тем, как отпустить, заставили подписать бумаги об отсутствии претензий.

«Они могли сделать с ним что угодно»

По словам адвоката, 2 июня Ибрагимов пришёл в её махачкалинский офис за юридической помощью. «Я беседовала с ним по делу. Также он предоставил фотографии и медицинские документы, подтверждающее полученные им в результате пыток телесные повреждения – в частности, перелом рёбер», – рассказала она. В кабинете Ибрагимову стало плохо. «Он пожаловался на острую боль в грудной клетке, – пояснила адвокат. – В 50 метрах от моего офиса расположена травматологическая больница, и я настояла, чтобы Ибрагимов обратился за медицинской помощью». Касимова и её подзащитный отправились в Республиканский центр травматологии и ортопедии.

Врачи осмотрели Ибрагимова и поставили диагноз – «закрытый перелом восьмого ребра справа, со смещением и повреждением печени, ушиб мягких тканей левого бедра, левой голени и правой половины живота». Когда медики спросили об обстоятельствах получения травм, адвокат объяснила, что это результат пыток в Ленинском ОВД. Тогда сотрудники регистратуры позвонили в дежурную часть МВД по Республике Дагестан, поскольку закон обязывает их сообщать о таких случаях.

«Мы с подзащитным ждали в приёмном отделении, когда туда ворвались несколько человек в штатском. Среди них Ибрагимов узнал лиц, которые пытали его в отделении», – рассказала адвокат. Мужчины попытались забрать Ибрагимова с собой, но Касимова не позволила им сделать это. Она спросила, кто они такие и чего хотят от её подзащитного. Мужчины явно не ожидали встретить адвоката. «В агрессивной форме» они ответили, что им нужно срочно опросить Ибрагимова, поскольку в дежурную часть республиканского МВД поступило обращение о том, что его избивали в отделе полиции. Адвокат не поверила: «Они были одеты не по форме, следовательно, не входили в оперативно-дежурную группу и не могли явиться по вызову сообщения о совершённом преступлении. Кади Ибрагимов просил меня не оставлять его, так как он ранее с их стороны подвергся сильному избиению и издевательствам. Неизвестно, что могло бы произойти, – и увидел бы вообще в последующем кто-либо Ибрагимова, если бы они его забрали. Судя по их поведению, они могли сделать с ним что угодно – просто “потерять”».

Касимова пояснила, что является защитником Ибрагимова, вновь попросила их представиться и показать удостоверения сотрудников полиции. Мужчины игнорировали её вопросы и просьбы, и адвокат предупредила, что вызовет дежурного прокурора, если они не покинут больницу.

Адвокат Аида Касимова

В ответ один из сотрудников стал кричать на меня. Он сказал, что меня так не оставит, что переломает мне все ноги, что я увижу, что он со мной сделает. Его угрозы я восприняла реально, так как видела, что он сделал с Ибрагимовым и Раджабовым.

В разговоре с «АУ» Аида Касимова добавила, что мужчина вёл себя агрессивно, его действия были неадекватны и не соответствовали закону о полиции: «Глаза были стеклянными. Мне показалось, что он находится под наркотическим опьянением и хочет напасть на меня. Как я поняла, его сдерживало только то обстоятельство, что в приёмном отделении находились другие лица, а также была установлена камера видеонаблюдения».

Действия адвоката заставили их отказаться от намерения насильственно забрать Ибрагимова. Мужчины были вынуждены уйти. А через несколько минут в больницу приехала официальная следственная группа.

«Оказать воздействие с целью укрыть свои преступления»

Подзащитный рассказал Касимовой, что угрожавший ей мужчина – тот самый оперуполномоченный Ленинского ОВД Махачкалы Абсамат Алишев, который пытал Ибрагимова и его друзей 28 и 29 мая. Адвокат считает, что ворвавшиеся в больницу полицейские узнали о звонке из больницы, потому что ОВД находится в том же районе. «Зная, что несколько дней назад они совершили избиение и превышение служебных полномочий и получив информацию по поводу звонка, они прибыли оказать воздействие на моего подзащитного с целью укрыть свои преступления», – уверена адвокат.

В тот же день Касимова обратилась в дежурную часть МВД по Республике Дагестан, а также в МВД России. Она потребовала возбудить уголовное дело в отношении полицейских за «превышение должностных полномочий, злоупотребление должностными полномочиями и угрозу убийством, совершённое в отношении защитника». По мнению Аиды Касимовой, их действия должны квалифицироваться по статьям 285, 286, 296 УК. Также она предложила освидетельствовать сотрудников полиции на употребление наркотических средств и сильнодействующих препаратов.

В заявлении о преступлении адвокат попросила изъять записи с камер видеонаблюдения, установленных в приёмном отделении больницы. Также она подчеркнула, что её слова могут подтвердить многочисленные свидетели – пациенты больницы: «После этого нападения я попросила у них номера телефонов. Они были возмущены поведением сотрудников полиции и проявили активную гражданскую позицию». Кроме того, адвокат в заявлении указала на возможное наличие у сотрудников полиции, совершивших преступление, «высоких должностных покровителей внутри системы МВД». «Они всячески будут препятствовать объективной оценке произошедшего и привлечению виновных лиц к уголовной ответственности», – считает она.

Аида Касимова объяснила, что обратилась сначала в МВД, потому что ей было важно как можно скорее изъять видео. «Следственный комитет, скорее всего, начал бы разбирательство не раньше понедельника. Поэтому я хотела, чтобы разбирательством занялся отдел собственной безопасности, чтобы были быстро изъяты записи с видеорегистратора, установленного в больнице. Я очень боялась, что можно утерять эту запись», – объяснила она. Но на следующий день, 3 июня, она всё же подала письменные жалобы в федеральное МВД и СКР. Тогда же она узнала, что её заявления спущены в ОСБ республиканского МВД. «4 июня со мной связался работник ОСБ, который сказал, что идёт в больницу. Я не знаю, удалось ему изъять видео или нет. Но он сказал, что ждёт меня завтра», – рассказала 6 июня Касимова «Улице». В МВД России и МВД по РД не смогли предоставить оперативный комментарий, в СК РД также на запрос пока не ответили. В РОВД Ленинского района «Улице» сообщили, что у них действительно работает оперуполномоченный Алишев – но об угрозах адвокату им ничего не известно.

Аида Касимова также рассказала, что позвонила в палату через 10 минут после инцидента. По её словам, президент АП Акиф Бейбутов был возмущён случившимся, а палата сразу же предоставила ей защитника – Арсена Юсупова. Он выехал к ней в больницу после звонка. В своей справке о случившемся Юсупов сообщил палате, что застал коллегу «испуганной и растерянной», а затем изложил все обстоятельства инцидента. «Я усматриваю наличие в действиях сотрудников МВД РД уголовно-наказуемого деяния, то есть преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 296 УК, – заявил адвокат. – И потому я посоветовал Аиде Касимовой обратиться с заявлением в Прокуратуру РД и СУ СК РФ по РД для установления данных лиц и привлечения их к ответственности». Сам Юсупов также связался с дежурным прокурором, а Касимова на следующий день подала заявление в прокуратуру Ленинского района Махачкалы. Получить оперативный комментарий у сотрудников прокуратуры «АУ» не удалось.

Адвокат Касимова в беседе с «Улицей» назвала преступным такое поведение сотрудников полиции и их руководства, которое своевременно и должным образом не реагирует на поступившие сигналы: «Весь мир солидарен в том, что произвол со стороны сотрудников правоохранительной системы недопустим. Не зря в результате неправомерного поведения должностных лиц формируются протестные настроения и начинаются массовые беспорядки. Остановить такое развитие ситуации могут и должны сами правоохранительные органы, своевременно и адекватно реагируя на злоупотребления со стороны своих сотрудников».

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.