29.11.2019

Не Юрьев день

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+
Не Юрьев день Не Юрьев день

Адвокат остается под стражей, но продолжает верить в российское правосудие

© Иллюстрация: Мария Бойнова
Процесс
Дело адвоката Юрьева

Адвокат Сергей Юрьев, обвиняемый в получении «завышенного гонорара» от структур Росавиации, останется в заключении как минимум до конца года. На этой неделе Московский городской суд отказался смягчить ему меру пресечения. Заседание прошло эмоционально, но без особой состязательности. Адвокаты долго рассказывали суду, что следствие не нашло доказательств вины и окончательно превратилось в «имитацию и волокиту». Но суд предпочёл согласиться со стандартными аргументами прокуратуры о попытках «повлиять на ход следствия и свидетелей». Защитники Юрьева говорят о нарушении прав человека, но сам он не намерен жаловаться в ЕСПЧ.

О бычно российский суд рассматривает апелляции на содержание под стражей в заочном режиме, по видеосвязи – у находящихся в заключении так мало шансов на смягчение меры пресечения, что их даже не привозят из СИЗО. Но в среду Сергея Юрьева доставили в суд, хотя защита не подавала такого ходатайства. «Может быть, это что-то значит?» – с надеждой переговаривались в коридоре юристы из «группы поддержки» арестованного коллеги. «Видимо, сбой в системе суда произошёл, – предположил Аркадий Колесников, один из адвокатов Сергея Юрьева. – Когда маятник качнётся, с Божьей помощью, это будет гораздо более понятно и очевидно».

Заседание началось с двухчасовой задержкой; когда публику наконец пустили в зал, Сергей Юрьев уже устроился в «аквариуме». Адвокат улыбался друзьям – надо сказать, что многие в «группе поддержки» выглядели намного смурнее подсудимого. Коллеги и родственники подошли было к «аквариуму», но приставы не дали им пообщаться.

— Здравствуйте, Сергей Сергеевич! А что вас привезли-то? Никто же не просил, – поприветствовал подзащитного адвокат Колесников.

— Да я тоже не просил, – скромно пожал плечами Сергей Юрьев

С экрана за диалогом с интересом наблюдал никому не известный арестант, по ошибке подключённый по системе видеосвязи ФСИН.

Сергей Юрьев возглавляет МКА «Межрегион», которая ещё в 2008 году выиграла открытый конкурс на юридическое обслуживание ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения» (структура Росавиации). В дальнейшем коллегия снова выигрывала аналогичные конкурсы и продлевала договор, получив от предприятия за 11 лет свыше 1 млрд рублей. В 2016 году СКР возбудил уголовное дело о мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ) – следствие посчитало, что глава юридического направления ФГУП Владимир Мнишко и Сергей Юрьев с самого начала «завышали» стоимость услуг «Межрегиона». Первоначально Юрьев проходил по делу свидетелем, но затем и ему предъявили обвинение в мошенничестве, а в апреле 2019 года Мещанский районный суд отправил 60-летнего адвоката в СИЗО. Он остаётся под стражей уже более 7 месяцев. С момента задержания его ни разу не допросили.

Обосновывая необходимость изменить меру пресечения, адвокаты заявили, что следствие не проводит никаких значимых для дела действий. По мнению защиты, следствие удерживает Сергея Юрьева под стражей лишь потому, что не может найти доказательств виновности. Из-за этого следственный процесс превратился «в волокиту и имитацию». «Три года дело расследуется, но всё равно следователи на голубом глазу говорят, что какие-то лица не установлены, факты не установлены, – возмутился адвокат Колесников. – Если они за три года не могут ничего установить, то этих фактов вообще нет, их приходится придумывать».

Защитники рассказали суду, что в сентябре следователи допросили 15 сотрудников Росавиации – из которых лишь один работал на предприятии в 2008 году и мог рассказать что-то полезное. И хотя заседание было посвящено мере пресечения, защита не удержалась от пересказа показаний этого свидетеля: по его мнению, расторжение договора с Юрьевым негативно отразилось на юридическом сопровождении предприятия.

Позиция защиты: Сергей Юрьев не признаёт вину и настаивает, что в деле отсутствует как состав, так и событие преступления. Размер гонораров защита называет полностью обоснованным, поскольку Сергей Юрьев специализируется на вопросах воздушного права и написал множество научных работ на эту тему. За 11 лет «Межрегион» провёл для ФГУП более 2 000 заседаний, утверждают представители коллегии. «Работа моего подзащитного сэкономила для Росавиации 12 миллиардов рублей», – заявил ранее в суде первый вице-президент АП Москвы Генри Резник. В Мосгорсуде защита снова напомнила, что дело заведено исключительно по инициативе силовиков — сам ФГУП не имел никаких претензий к работе «Межрегиона».

Защита привела и другой пример следственной «волокиты», ради которой Сергей Юрьев вынужден оставаться в СИЗО. По словам адвокатов, следствие потребовало от предприятия провести внутреннюю проверку работы Юрьева и составить итоговый акт с результатами ревизии. Это заняло много времени, заявили адвокаты, но итоговый документ следствие даже не приложило к материалам дела и ни разу не упомянуло его в документах. Всё дело в его содержании, которое невыгодно обвинению: проверка показала, что юридическая работа «Межрегиона» и оплата за неё соответствовали всем необходимым требованиям законодательства о госзакупках.

В конце защита указала: Юрьев должен быть освобождён уже хотя бы потому, что следствие нарушило установленный УПК срок подачи ходатайства о продлении меры пресечения — опоздав с документом на сутки. Ранее Мещанский районный суд признал это нарушение, но посчитал его незначительным. «В чём же тогда суть установленных законом требований к процессуальным действиям?» — задал риторический вопрос адвокат Аркадий Колесников.

«У нас выходит полная презумпция правоты органов, – позже пожаловался он “Улице”. – Я не удивлюсь, если в следующий раз принесут чистые листы, и суд всё равно удовлетворит ходатайства. Аргументация у органов совершенно нулевая».

Перечислив все эти обстоятельства, защита назвала арест Юрьева «необоснованным». Адвокаты подчеркнули, что такое качество следствия, помноженное на арест, являются нарушением статьи 5 Европейской конвенции о защите основных прав и свобод. По мнению адвокатов, на данном этапе разбирательство уже не может считаться проведённым «в течение разумного срока», как предписывает Конвенция. Впрочем, Сергей Юрьев не намерен жаловаться в ЕСПЧ.

Аркадий Колесников (один из защитников Сергея Юрьева)

Это принципиальная позиция моего подзащитного. Несмотря ни на что, он верит в национальное правосудие. Кто ему только не говорил, я в том числе, что нужно обратиться в ЕСПЧ. Но он категорически против. А я связан его позицией.

Ответ стороны обвинения занял гораздо меньше времени. Прокурор ограничилась общими фразами со ссылкой на типовые основания для заключения под стражу, указанные в УПК: «обвиняется в совершении тяжкого преступления», «может попытаться влиять на ход следствия и свидетелей или попытаться скрыться». Подтверждать эти тезисы ссылками на материалы дела прокурор не стала, заключив лишь, что «более мягкая мера пресечения не будет для него достаточным сдерживающим фактором».

Судья Александра Исаева провела в совещательной комнате 10 минут, после чего огласила стандартную формулу: «Апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, постановление Мещанского районного суда оставить без изменений». Друзья и коллеги, всё заседание сохранявшие надежду на другое решение, возмущённо зашумели.

— Юрьев, понятно решение суда?

— Да, да, конечно, спасибо большое, — ответил, улыбнувшись, адвокат из «аквариума».

Судья удалилась, публика тоже двинулась к выходу. В зале возник небольшой затор: каждый, кто проходил мимо «аквариума», останавливался, чтобы помахать Сергею Юрьеву и попытаться сказать через стекло пару слов поддержки. Конвоиры, которые в перерыве чуть не выгнали супругу Юрьева, показавшую ему фотографию внучки, в этот раз решили не реагировать.

Сергей Юрьев остаётся под стражей как минимум до 29 декабря 2019 года. «С точки зрения закона Юрьев не должен находиться в СИЗО. Мы ведь доказали, что даже события преступления нет, – сказал «АУ» Аркадий Колесников. – К сожалению, у нас сейчас страна основывается не на правовых нормах. Остаётся только надеяться и уповать».

АДВОКАТАМ СОВЕТУЮТ НЕ СВЯЗЫВАТЬСЯ С ГОСУДАРСТВОМ
Потому что силовики преследуют из из-за гонораров

Кто поддержал Сергея Юрьева:

Как ранее сообщала «Адвокатская Улица», Сергей Юрьев получил наибольшую поддержку среди всех адвокатов, арестованных по делам о «криминализации гонорара». Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко лично поручился за коллегу и предложил суду от лица российской адвокатуры внести залог в 1 млн руб. Также за Сергея Юрьева поручились вице-президент ФПА РФ Геннадий Шаров, вице-президент АП Московской области Светлана Володина, первый вице-президент АП Московской области Михаил Толчеев, члены Квалификационной комиссии АП Московской области и 28 президентов региональных адвокатских палат. О личном поручительстве заявили также 33 молодых адвоката Московской области, более 20 адвокатов из Чеченской Республики и Иркутской области. Интересы Сергея Юрьева в суде представляют сразу семь адвокатов, включая вице-президента Адвокатской палаты Москвы Генри Резника, президента Гильдии российских адвокатов Гасана Мирзоева и её первого вице-президента Алексея Смирнова.


«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.