«Меня по сути выключили из работы»
Адвокат Елена Пономарёва не согласна с квалификацией нападения на неё
С момента нападения на подмосковного адвоката Елену Пономарёву прошла неделя. За это время полиция задержала подозреваемых, провела очную ставку и получила от них признательные показания. Сама Пономарёва заявила «Улице», что будет добиваться переквалификации обвинения с хулиганства на более тяжкий состав. «Улица» собрала всю известную на данный момент информацию о нападении – и о его возможных причинах.
Что случилось
В четверг, 6 июля, двое мужчин напали на адвоката АП Московской области Елену Пономарёву. Как сообщала палата, женщину облили зелёнкой на автобусной остановке на Рублёвском шоссе. Сама защитница рассказывала изданию Life Shot, что неизвестный подошёл к ней со словами «Здравствуйте, девушка!», после чего плеснул в лицо жидкость из пластикового стакана и убежал вместе с предполагаемым подельником.
Пономарёвой и раньше угрожали, говорят в АП МО: «Ранее ей поступали угрозы в мессенджерах с фотографиями её родных, а также её имущества и собаки, что свидетельствует о слежке за адвокатом. Также ранее принадлежащий адвокату автомобиль был облит несмываемой краской, что повлекло значительный ущерб». Позднее в палате уточнили, что неизвестные присылали адвокату фотографии её дочери, а также фото дачи и дома родителей. Тем не менее правоохранительные органы на тот момент отказывались возбуждать уголовное дело.
Сейчас Пономарёва продолжает восстанавливаться после нападения. «Я чувствую себя лучше, но ожог [роговицы] ещё не зажил до конца, – рассказала она “Улице” в среду. – Больничный у меня до следующей недели. Конечно, есть проблемы, связанные с переживаниями, с психологическим состоянием, с морально-нравственными страданиями. Но я человек сильный, и я с этой ситуацией справлюсь. Тем более что до этого мне уже поступали угрозы».
Адвокат Елена ПономарёваЕщё я занимаюсь волосами, ведь мне их изуродовали. Сейчас задача – привести в порядок мой внешний вид, потому что в работе адвоката это важно. И меня по сути выключили из работы.
Она добавила, что от нападения косвенно пострадали и её доверители: несколько судебных заседаний и следственных действий пришлось перенести.
Кто виноват и что сделано
После нападения полиция сработала оперативно. «Я очень благодарна правоохранительным органам: они буквально в течение 12 часов установили [нападавших]», – сказала Пономарёва. Уже в пятницу столичное ГУ МВД сообщило о задержании подозреваемых. В релизе сообщалось, что злоумышленников действительно было двое – это мужчины 1984 и 1998 годов рождения. Оперативники московского уголовного розыска обнаружили их в Санкт-Петербурге (в релизе ГУ МВД отдельно отметили помощь питерских коллег). Было возбуждено уголовное дело о хулиганстве (ст. 213 УК), им занимались дознаватели полиции.
Дальше информацию о судьбе задержанных давал уже Следственный комитет. В понедельник, 10 июля, пресс-секретарь столичного главка СК Юлия Иванова сообщила, что им избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Однако пресс-служба столичных судов сообщила про арест только одного обвиняемого – Павла Морозова. «Улица» не нашла на портале московских судов данных о заседании по мере пресечения для второго фигуранта дела.
Следствие уже провело очную ставку, рассказала Пономарёва «Адвокатской газете». По её словам, один из обвиняемых заявил, что получил заказ дистанционно, «на криминальном сайте». «За такую работу ему обещали выплатить 100 тысяч рублей биткойнами. При этом между заказчиком и исполнителем обсуждался вопрос, чем именно облить адвоката – зелёнкой или серной кислотой; за второй вариант заказчик был готов заплатить миллион рублей, однако исполнитель не согласился на это», – сообщила «АГ». Оба фигуранта дела недавно освободились из колоний, уточнила Пономарёва: мужчина 1998 года рождения был осуждён за грабёж и разбой, а мужчина 1984 года рождения – за убийство и грабёж.
Защитница сказала «Улице», что другие детали следствия разглашать не может. «Мне категорически запрещено комментировать всё, что связано с расследованием. Большое количество людей сейчас подключено к этому делу, и я стараюсь не мешать правоохранительным органам делать их работу. Я могу навредить», – пояснила адвокат.
При этом она отметила, что будет настаивать на переквалификации дела с хулиганства (ст. 213 УК) на угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст. 296 УК). «У нас есть определённые планы, потому что я не согласна с квалификацией. Я уверена, что [нападение] связано с моей профессиональной деятельностью. Поэтому ч. 2 ст. 213 неправильно вменена, – сказала Пономарёва. – Тот человек, который меня обливал, пояснил на допросе: он знал, что я адвокат. Он даже спрашивал [заказчика] о мотивах совершения со мной вот такого, и ему их озвучили – и они были связаны с моей профессиональной деятельностью. Это всё зафиксировано в материалах дела. Поэтому я надеюсь, что в ближайшее время будет переквалификация на ст. 296 УК».
Адвокат Елена ПономарёваМы будем всем нашим сообществом добиваться правильной квалификации, раскрытия всех обстоятельств, привлечения всех причастных к уголовной ответственности.
Скорее всего, нападавшие сами не знают имени заказчика – но из-за характера преступления считают, что он был «серьёзно настроен», уточнила Пономарёва.
С чем может быть связано нападение
Представители АП МО рассказали «Адвокатской газете», что в 2018 году Пономарёва была защитником по назначению в деле мужчины, обвиняемого в распространении наркотиков. Спустя два года её доверитель пожаловался, что Пономарёва якобы не приходила на следственные действия – но тогда палата не нашла оснований для «дисциплинарки». АП МО пока не пояснила, может ли это быть связано с нападением.
После нападения Пономарёва в беседе с РБК вспомнила про ситуацию, где она была не защитником, а свидетелем: «В 2021 году в Лыткаринском городском суде слушалось дело под председательством федерального судьи Котова, который впоследствии был обвинён в получении взятки. По этому делу меня допрашивали в качестве свидетеля. Эти люди, которые мне угрожали, связаны с наркодилерством на территории Московской области, они были осуждены и приговорены к серьёзному сроку, и всё, что со мной произошло, – это месть за то, что я не подтвердила их версию в судебном заседании, видимо, они рассчитывали на мои показания».
Дело судьи Котова с декабря прошлого года слушает Мособлсуд, писал «МК». По версии обвинения, в начале 2021 года Сергей Котов встретился в своём кабинете с адвокатом Ириной Кувакиной. Та якобы пообещала судье 14,4 млн рублей в обмен на смягчение обвинения для своего доверителя – обвиняемого по делу о незаконном обороте оружия и наркотиков. Согласно порталу Мособлсуда, судье Котову вменяется получение взятки (ст. 290 УК), а адвокату Кувакиной – покушение на мошенничество и дачу взятки (ч. 30 ч.3, ст. 159, ст. 291 УК). Процесс пока не закончился. «АУ» пока не удалось связаться с представителем Котова или Кувакиной.
Пономарёва сказала «Улице», что благодарна коллегам из АП МО за помощь после нападения. Она отметила, что глава комиссии по защите прав адвокатов Вадим Логинов лично пришёл на арест подозреваемых. Он же представляет интересы Пономарёвой в деле о нападении; кроме него, в дело вошёл её муж и партнёр по коллегии Олег Цуканов.
«[Первый вице-президент ФПА] Михаил Николаевич Толчеев очень долго со мной разговаривал, [президент ФПА] Светлана Игоревна Володина тоже. [Президент Гильдии российских адвокатов] Гасан Борисович Мирзоев… – перечислила защитница в беседе с “Улицей”. – Никто не отвернулся, никто не остался безучастным. Все они в этой ситуации много что делают. Во всяком случае, держат её на контроле». «Улица» обратилась за комментарием к главе КЗПА АП Подмосковья Вадиму Логинову, но тот ответил: «Извините. Не могу с вами общаться».