Краснодарский адвокат Фирсов арестован на два месяца
Ранее его задержали прямо в зале суда
Сегодня Ленинский районный суд Краснодара отправил в СИЗО 60-летнего адвоката Георгия Фирсова, обвиняемого в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК). Три дня назад полицейские задержали адвоката прямо в зале суда, пояснив, что он находится в федеральном розыске. Защита Фирсова настаивает, что постановление о розыске было отменено судом, а уголовное дело возбуждено с многочисленными нарушениями.
Как рассказал «АУ» защитник адвоката Алексей Аванесян, уголовное дело в отношении Фирсова было возбуждено в 2020 году и касается событий 2006 года. По версии следствия, Фирсов ввёл в заблуждение свою тогдашнюю сожительницу N. Женщина собиралась купить домовладение за 7,5 млн рублей, и адвокат якобы убедил её оформить сделку на его сына. Позже пара рассталась и Фирсов женился на адвокате Елене Коваль. Как утверждает следствие, в 2011 году недвижимость была переоформлена на Коваль, которая потребовала от N покинуть дом в течение недели.
Защита настаивает, что дело возбуждено за пределами срока давности, так как деньги за недвижимость были переданы Фирсову ещё в 2006 году. Также Алексей Аванесян указывает, что N ранее подала гражданский иск: «Сама потерпевшая обратилась в суд общей юрисдикции, признав эти отношения гражданскими. Она его выиграла, получила право собственности на спорное имущество. И уже после этого, по этим же основаниям, пишет заявление о преступлении – что она введена в заблуждение и у неё было отнято имущество».
На этапе проверки интересы Фирсова представляла супруга. Как сообщала «Улица», 15 января Елену Коваль задержали сотрудники ФСБ прямо в здании суда и доставили на допрос в качестве свидетеля по делу её мужа. Убедившись в отсутствии судебного разрешения на её допрос, Коваль отказалась участвовать в следственных действиях и покинула отдел.
В январе 2021 года защите Фирсова стало известно, что следователь вынес постановление о розыске адвоката. Аванесян иронично указывает, что следствие «использует машину времени». Дело в том, что постановление датировано 12 января 2020 года, хотя в том же документе указано, что дело возбуждено 22 июня 2020 года (копия есть в распоряжении редакции).
Фирсов обратился в суд: он настаивал, что не скрывался и был на больничном из-за перенесённого COVID-19. В итоге Ленинский районный суд 18 января отменил постановление о розыске (копия постановления суда есть у « АУ»). «Суду не представлено доказательств вручения Фирсову извещения вызова его к следователю на 28.12.2020. Кроме того, доказательств того, что он по месту регистрации… не находится и скрылся от органов следствия, суду также представлено не было, – говорится в документе. – Более того, Фирсов регулярно информирует и предоставляет следователю доказательства своих болезней с 21.10.2020 по настоящее время». Тем не менее у прокуратуры оставалось 10 дней на обжалование этого постановления – а значит, розыск формально продолжался.
И 8 февраля Фирсов был задержан. «Он пришёл в суд совершенно по другому делу, по своей жалобе по 125-й статье УПК в отношении лица, содержащегося под стражей, – рассказал Аванесян. – В ходе судебного заседания судьёй был объявлен перерыв, чтобы предоставить защитнику право ознакомиться с материалами, которые принёс следователь в суд. Как только судья вышел из кабинета, буквально через несколько минут зашли два сотрудника полиции “по гражданке” и сказали пройти с ними».
Фирсов успел написать коллегам про задержание и они «примчались» в суд, говорит Аванесян. Но приставы отказались их пустить, заявив, что у защитников на этот день не назначено заседаний.
Попасть внутрь им удалось только с помощью тех же полицейских, что задержали Фирсова. «Я их знаю, мы с ними пересекались, – говорит Аванесян. – Я их убедил не обострять ситуацию, они согласились, нас пропустили в суд и мы приобщили ордера. А потом на машине сотрудников полиции поехали к следователю».
Адвокат отметил, что первые же следственные действия прошли с нарушениями. «Следователь сообщил, что у Фирсова есть право ознакомиться с постановлением о возбуждении уголовного дела, – рассказывает Аванесян. – Но зачитать его он нам отказался. И копию отказался показать, сославшись на то, что ранее летом направил его по почте. Мы говорим: тут большинство защитников с сегодняшнего дня приступили к защите, дайте им постановление о возбуждении. Он и нам отказал». По словам Аванесяна, следователь отказался принимать письменное ходатайство, заявив, что их надо подавать через канцелярию: «Я заявил ему письменный отвод. Он сказал, что отводы не принимает – идите, мол, в канцелярию, там подавайте на имя начальника».
До суда Фирсов находился в ИВС. В среду, 10 февраля, Ленинский районный суд Краснодара начал рассматривать вопрос об избрании меры пресечения. Следователь ходатайствовал о заключении под стражу Фирсова на два месяца. Он привёл стандартные аргументы о том, что адвокат «может оказать давление на свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства по делу либо иным путём воспрепятствовать производству по уголовному делу». Кроме того, он напомнил, что «подозреваемый ранее объявлялся в розыск».
Защита, по словам Аванесяна, успела лишь предоставить медицинские документы. «Судья сделала такое нововведение – сама заявила ходатайство, чтобы изучить документы защиты. И перенесла заседание на 72 часа, хотя её никто об этом не просил», – недоумевает Аванесян. Адвокат подчёркивает, что это продление нарушило права его подзащитного. «У него протокол доставления составлен в 19:19, поэтому в 19:19 в среду все сроки нахождения под стражей истекли, – говорит Аванесян. – Его должны были оставить в зале суда, но отпустить конвой и снять с него наручники. Когда суд вернулся оглашать решение, Фирсов продолжал стоять в наручниках». Защита утверждает, что заявила судье и прокурору об этом нарушении.
Позже, в соцсетях, Аванесян рассказал эпизод заседания, который его шокировал. Он попросил у судьи разрешения сделать фото Фирсова в наручниках, чтобы зафиксировать это для ЕСПЧ. По словам Аванесяна, прокурор и следователь оставили этот вопрос на усмотрение суда – а вот представитель потерпевшей выступил с возражением. Аванесяна возмутило, что адвокат может быть против попытки коллеги зафиксировать нарушение его прав.
В четверг заседание продолжилось – причём в этот раз Фирсов находился в клетке. «Мы подали ходатайство – мол, ваша честь, давайте сделаем как было вчера, чтобы он мог сидеть за столом, нормально работать. Судья спросила мнение конвоя, они отказали», – рассказал Аванесян.
Заседание длилось несколько часов – причём Фирсову, страдающему диабетом, стало плохо и защита вызвала скорую. По словам Аванесяна, судья негативно отнеслась к этому. В итоге Фирсова арестовали на два месяца. «Она огласила постановление – просто перечитала ходатайство следователя от слова до слова, – возмущается защитник. – Мы предоставляли очень много документации, подтверждающей, что наш коллега в период так называемого розыска продолжал осуществлять адвокатскую деятельность, выплачивал кредит, вёл переписку со следователем... Мы приобщили скриншоты сайтов судов, привели свидетеля, который каждый день к нему в офис приходил и видел его работающим. Но этого свидетеля отказались допрашивать, несмотря на то, что мы второй день водили его в суд».
«Улица» спросила, с чем Аванесян связывает такое давление на Фирсова. Он ответил, что сам задавал тот же вопрос коллеге в ходе процесса: «Я его на суде спрашивал: с чем вы связываете эту предвзятость? Он говорит: “Связываю с моей профессиональной деятельностью”. И пояснил, что защищает человека, который обвиняется в госизмене».
«АУ» обратилась за комментариями к следователю Абрамову, который ведёт дело Фирсова, но тот отказался общаться. Также редакция направила запрос в пресс-службу следственного управления СУ СК по Краснодарскому краю, но пока не получила ответа. Обвинение Фирсову пока не предъявлено – защита ожидает, что это будет сделано 15 февраля.