31.12.2021

Код допуска

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+
Код допуска Код допуска

Палаты рассказали про требование QR-кодов у адвокатов

Иллюстрация: Вивиан Дель Рио

В последние месяцы управления ФСИН нескольких регионов ввели «коронавирусные» ограничения. Адвокаты, желающие посетить доверителей в колониях и СИЗО, должны иметь QR-код. Мы спросили представителей палат, как они на это отреагировали.

QR-карта

«Улица» узнала, что «коронавирусные» ограничения для адвокатов были введены управлениями ФСИН как минимум в восьми регионах. Это Архангельская, Самарская, Воронежская, Омская, Иркутская области, Приморский край, республики Карелия и Удмуртия. Единых требований нет: где-то адвокатов пускают к доверителям только с QR-кодами, а где-то можно показать «свежий» ПЦР-тест или справку о наличии антител. Разные подходы и к обоснованию ограничений. В одних регионах УФСИН прямо пишут, что допускают адвокатов только с тестами и кодами. В других ограничения вводят для всех посетителей СИЗО и колоний – без уточнения, распространяются ли они на адвокатов. В этом случае сами учреждения УФСИН не всегда могут ответить на этот вопрос. Сходство здесь только одно: во всех известных «Улице» случаях ограничения вводились на основании распоряжения главного санитарного врача ФСИН по региону.

«Улица» запросила официальную позицию ФСИН по поводу этих ограничений, но ответа пока не поступило. Найти в открытом доступе документ с изложением этой позиции нам также не удалось. В пресс-службе подтвердили, что ведомство не высказывалось по этому поводу.

Адвокатские палаты восприняли ограничения по-разному: часть палат пыталась их оспорить, часть – согласилась, некоторые вовсе не стали публично реагировать. «Улица» запросила официальную позицию ФПА по этому вопросу, но пока не получила ответа.

Адвокаты в борьбе

«Улица» рассказывала, что СИЗО и колонии Иркутской области с 3 ноября перестали допускать защитников без QR-кода о вакцинации. Такое распоряжение вынес главный санитарный врач областного УФСИН. Палата посчитала, что это нарушает закон и права обвиняемых. Президент АП Олег Смирнов потребовал от прокуратуры провести проверку санитарных ограничений. И уже 2 декабря в УФСИН сообщили об отмене ограничений. «Не испытываю большого оптимизма относительно того, что вопрос решен окончательно и в нашу пользу, – заявил Олег Смирнов в колонке для сайта ФПА. – Да, пока очередную атаку получилось отбить. Но не факт, что ситуация не повторится завтра».

Бороться с новыми правилами решила и палата Омской области. Президент АП Ирина Рожкова рассказала «Улице», что совет официально обратился в областную прокуратуру и к региональному омбудсмену. «Мы написали, что эти ограничения противоречат статье 48 Конституции и положению федерального закона, – пояснила Рожкова. – Напомнили, что каждый гражданин имеет право на получение квалифицированной юридической помощи и не может быть в этом ограничен».

Президент АП Омской области Ирина Рожкова

Данную помощь лицам, находящимся в СИЗО, могут оказывать только адвокаты. Создавая дополнительные ограничения для допуска адвокатов в СИЗО, управление ФСИН нарушает конституционные права граждан.

В палате решили, что не будут заменять адвоката по назначению, если его не пустят к подзащитному без QR-кода. «Если следователь звонит с просьбой о замене, мы говорим: “Извините, но такой нормы нет, мы менять адвоката не можем. Пожалуйста, вывозите [подзащитного из СИЗО для совершения следственных действий]”, – рассказывает Рожкова. – И пока в нашем регионе действительно вывозят [за пределы учреждений УФСИН]».

Когда этот материал готовился к публикации, 29 декабря на сайте палаты появилось объявление об отмене ограничительных мер в отношении адвокатов. «Соответствующие изменения внесены в протокол совещания Оперативного штаба УФСИН России по Омской области», – говорится в сообщении. Там же отмечается, что «смягчение» позиции УФСИН связано с действиями палаты.

Адвокатская палата Карелии отказались комментировать ограничения. Но источник «Улицы» в руководстве палаты рассказал о попытке бороться с ними. Так, совет попросил санитарного врача УФСИН обосновать введённые запреты, а Минюст – разъяснить их правомочность. Кроме того, палата обратилась в прокуратуру с жалобой на нарушения профессиональных прав адвокатов и их подзащитных. «Ответы со дня на день палата должна получить. Потенциально, мы рассматриваем необходимость обращения в суд с соответствующим административным иском», – заявил собеседник «Улицы».

В палате Красноярского края подтвердили, что адвокатов без QR-кодов не пускают в СИЗО и колонии. Однако глава краевой КЗПА Павел Киреев утверждает, что обращений по этому поводу от коллег не поступало. Тем не менее совет решил не заменять адвокатов, работающих по назначению, если их не допустили из-за отсутствия QR-кодов.

Глава КЗППА Павел Киреев

Мы исходим из того, что это инициатива самих правоохранительных органов и ФСИНа, так что они должны сами этот вопрос решать.

Киреев добавил, что несколько адвокатов в частном порядке написали запросы в УФСИН, потребовав обосновать запреты. «Ответа пока не было, – сказал глава КЗПА. – Если адвокаты обратятся к нам с жалобами или если совет инициативно сочтёт необходимым вмешиваться в ситуацию – значит, будем реагировать».

Палата не спешит давать публичную оценку самим ограничениям – во всяком случае, до получения официальных ответов от УФСИН, отмечает Киреев. Но сам считает их довольно спорными: «Такие ограничения должны вводиться правовым актом другой юридической силы. Не врачом системы ФСИН, а на уровне субъекта. Но это уже моё личное мнение».

Здоровье важнее

В Самарской области допуск адвокатов по QR-кодам ввели ещё в июле. Но прокуратура региона выступила против ограничений и новые правила почти сразу же отменили. В декабре самарские адвокаты сообщили «Улице», что от них вновь стали требовать подтверждение вакцинации. «Улице» не удалось оперативно получить комментарий пресс-службы УФСИН. Но в СИЗО-2 нам подтвердили, что пускают защитников только с QR-кодами – на основании распоряжения главного санитарного врача ФСИН по Самарской области Кондаковой.

Президент палаты Татьяна Бутовченко заверила «Улицу», что не слышала о таких требованиях. «Мы спокойно проходим с соблюдением тех мер, которые установлены [давно]. Халат, бахилы, шапочка», – заявила Бутовченко. У неё нет информации о жалобах адвокатов на требование QR-кода. Впрочем, президент уверена, что адвокатам следует подчиняться санитарным ограничениям, направленным на защиту здоровья. «Меры [если бы они вводились] оправданы. И подзащитный вправе требовать, чтобы у него был адвокат, который соответствует установленным требованиям»,– полагает Бутовченко.

Президент АП Самарской области Татьяна Бутовченко

Если бы требовали QR-код – то будь добр, привейся. Иначе ты предаёшь клиента, заключив соглашение без QR-кода.

Ранее президент АП Воронежской области Олег Баулин в комментарии «Коммерсанту» поддержал допуск по QR-кодам. «Отношение к действующим ограничительным мерам разумное и адекватное, тем более что QR-код не является единственным основанием для посещения, – цитирует издание Баулина – Достаточно документально подтвердить отсутствие факта заболевания. Что для визита в изолятор с учётом правил содержания является необходимым». Баулин добавил, что с начала карантинных ограничений у адвокатов появилась возможность общаться с подзащитными по ВКС.

По его словам, на конец ноября был только один случай недопуска адвоката – из-за просроченного на два дня ПЦР-теста. В палате не стали рассказывать «Улице» об актуальной ситуации.

Не определились

В Удмуртии в начале ноября потребовали QR-коды от всех посетителей учреждений УФСИН. «Мы намеревались обсудить этот вопрос на заседании совета палаты, – рассказала “Улице” член совета Людмила Лямина. – Чтобы решить, нужно ли размещать на сайте палаты постановление главного санитарного врача управления ФСИН и проинформировать адвокатов о сложившейся ситуации». Однако ситуация быстро изменилась: прямо в день заседания совета адвокатов исключили из списка лиц, которые допускаются в изолятор только по QR-коду или ПЦР. «Каких-то управленческих решений не потребовалось принимать, поскольку проблема разрешилась сама собой», – констатировала Лямина в беседе с «Улицей». Она добавила, что адвокаты не обращались в палату по этому вопросу.

Московские адвокаты заметили, что система записи на свидания в столичные СИЗО с 1 декабря предупреждает о необходимости иметь при себе ПЦР-тест. В некоторых изоляторах подтвердили, что пускают адвокатов только с ПЦР-тестами. Однако пресс-служба УФСИН заявила позже, что никаких дополнительных требований к адвокатам нет. Председатель КЗПА Вадим Логинов заявил «Улице», что адвокаты на ограничения пока не жаловались.

Глава КЗПА АП Приморского края Алексей Ананьев сообщил «Улице», что адвокаты пока не обращались с жалобами на требование QR-кодов. Поэтому палата пока не разбирала этот вопрос.

Обновление от 10 января: уточнена ситуации в Удмуртии.

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.