Какие поправки могут внести в Закон об адвокатуре
ФПА и Минюст рассказали про электронный ордер и единый реестр
На прошлой неделе стало известно, что Министерство юстиции готовит ряд поправок в Закон об адвокатуре. Некоторые были анонсированы 14 апреля на заседании итоговой коллегии Минюста, где присутствовал президент Федеральной палаты адвокатов Юрий Пилипенко. А 15 апреля руководство ФПА в соцсети Clubhouse обсудило подробности грядущих изменений. Среди поправок – реестры адвокатов и ордеров, а также нововведения в вопросе коммерческой деятельности в рамках адвокатуры.
Привлечение коммерческих юристов в адвокатуру
14 апреля министр Чуйченко посетовал, что законодательство «не создаёт точек роста для развития института адвокатуры». По мнению ведомства, Закон об адвокатуре «не полностью отвечает современным потребностям рынка юридической помощи и не создаёт оптимальных условий для пополнения адвокатского сообщества высокопрофессиональными юристами, практикующими вне корпорации».
Министр выделил три главные проблемы:
- ограниченность организационно-правовых форм адвокатских образований;
- невозможность заключения соглашения между адвокатским образованием и доверителем;
- невозможность осуществления адвокатской деятельности по трудовому договору.
Сайт ФПА цитирует мнение министра о том, что эти проблемы законодательства «объясняют причины малочисленности адвокатского корпуса»: «А у большинства высокопрофессиональных юристов, практикующих вне адвокатуры по гражданским и коммерческим делам и осуществляющим правовое сопровождение бизнеса, отсутствует какая-либо мотивация для вступления в ряды корпорации, что снижает конкурентоспособность адвокатуры по отношению к другим участникам юридического рынка».
На следующий день член совета ФПА Елена Ававян напомнила в Clubhouse, что изменения формы адвокатских образований и введение трудовых отношений в рамках «коммерческой» адвокатуры обсуждаются уже много лет. «Все те новеллы, которые мы последние лет пять обсуждаем, – часть из них, вероятнее всего, в ближайший год станет законодательной реальностью», – предположила она. При этом Авакян полагает, что эти поправки не свидетельствуют о скором введении адвокатской монополии.
Член Совета ФПА Елена АвакянНо всё-таки, решится ли государство на какую-то форму мягкой адвокатской монополии, – пока даже таких предпосылок в конечном итоге нет. Думаю, если это случится, то в лучшем случае в долгосрочной, даже не в среднесрочной перспективе.
Единые реестры адвокатов и ордеров
Юрий Пилипенко в эфире Clubhouse ответил на вопрос, каких реформ стоит ожидать адвокатуре. Президент палаты напомнил, что Константин Чуйченко коснулся темы поправок на Всероссийском съезде адвокатов. «Поправки будут содержать как минимум две основополагающие вещи. Первая – единый реестр адвокатов, а вторая – история, связанная с электронным ордером. По всей видимости, с неким контролем за выдачей ордеров», – поделился Пилипенко. Он добавил, что подробно обсуждать изменения можно будет только после подготовки законопроекта Минюстом.
На сайте ФПА утверждается, что законопроект будет содержать «положение о возможности изготовления и выдачи ордера на исполнение поручения с использованием электронной цифровой подписи». Новый электронный ордер можно будет предоставлять госорганам и должностным лицам посредством электронных средств связи.
Известно, что работа над реестрами проходит в рамках программы цифровой трансформации, проводимой Министерством юстиции. Константин Чуйченко обещал, что разработки ведомства будут интегрированы с готовящейся ФПА «адвокатской» системой КИС АР. «Цифровая трансформация должна изменить в лучшую сторону ситуацию с оказанием бесплатной юридической помощи, а также упорядочить работу адвокатов», – цитирует министра сайт ФПА. Чуйченко отметил, что его ведомство готово обсуждать любые идеи, «если они не противоречат базовому принципу – адвокатура должна оставаться независимым институтом».
Неожиданным образом создание реестра может заставить заработать поправку Павла Крашенинникова, которую окрестили «запретом на профессию». Эта норма запрещает защитникам, лишённым статуса по «неблаговидным причинам», представлять доверителей в судах – не только по уголовным, но и по гражданским делам. В эфире Clubhouse Елена Авакян рассказала, что новый реестр как раз будет содержать сведения о причине лишения адвокатского статуса – и это открывает техническую возможность для применения поправки Крашенинникова. «Как следствие, в реестре появится эта запись, появится источник, из которого суды смогут подчерпывать эту информацию», – рассказала член совета ФПА. Впрочем, «запрет на профессию» заработает лишь при внесении соответствующих поправок в процессуальное законодательство, которым регулируется участие защитников в суде.