13.07.2020

«Это могло стоить Ципиновой свободы»

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+
«Это могло стоить Ципиновой свободы» «Это могло стоить Ципиновой свободы»

Адвокаты рассказали о подозрительных действиях полиции

Иллюстрация: Вивиан Дель Рио
Процесс
Конфликт адвокатов с полицейскими в КБР

Преследование адвоката Дианы Ципиновой длится почти два месяца. В отношении неё возбуждено уголовное дело о применении неопасного насилия к представителям власти (ч. 1 ст. 318 УК) – хотя ранее она сама пожаловалась на полицейских. В последнее время информации о ходе расследования не было, но на днях появились сразу две важные новости. Сначала следствие отказалось прекратить уголовное преследование. После этого защита Ципиновой заявила о возможной провокации полицейских против неё. «АУ» связалась с адвокатом Мадиной Воруковой и узнала подробности произошедшего.

П о словам адвоката Мадины Воруковой, 9 июля она вместе с коллегой Арменом Саркисяном и их подзащитной Дианой Ципиновой приехала в ОМВД «Урванский». Напомним, 20 мая именно там произошёл конфликт между адвокатами и сотрудниками отдела. Диана Ципинова, Людмила Кочесокова и Наталья Магова приехали защищать задержанного коллегу – Ратмира Жилокова – но полиция отказалась допустить их. Судя по записям камер видеонаблюдения, женщин вытолкали с применением силы. Сопротивлявшуюся Ципинову задержали и завели обратно в здание. Женщина рассказала «АУ», что на неё «надели наручники, после чего несколько человек стали угрожать применением группового насилия сексуального характера». И её, и Жилокова отпустили через несколько часов – только после приезда сотрудников управления собственной безопасности МВД. Адвокаты обратились в Следственный комитет с заявлением о превышении служебных полномочий сотрудниками полиции, в СК сообщили, что начали проверку этого сообщения. Проверка закончилась тем, что следователи встали на сторону полицейских – и обвинили адвокатов в нападении, возбудив уголовные дела по ч. 1 ст. 318 УК.

За рулём «адвокатского автомобиля», подъехавшего 9 июля к отделу полиции, была Диана Ципинова. Она осталась в машине, поскольку избранная ей мера пресечения – запрет определённых действий – запрещает общение с кем бы то ни было, кроме защиты и родственников. Её адвокаты зашли в здание, чтобы вручить заявления по делу – они просили пояснить, на каком основании вход в отдел полиции ограничен, а съёмка на его территории запрещена. Ранее на законность этих ограничений указал следователь СК по КБР. Мадина Ворукова подчёркивает, что недавно она с коллегой была в СК КБР – и там никто не сообщил о подобных запретах. «А здесь районный ОВД! И туда, во-первых, не пускают людей – они должны стоять на улице, звонить в домофон. Во-вторых, запрещают фотографировать, нельзя снять даже информационные стенды с распечатанными листами, – возмутилась защитник. – Поэтому мы потребовали разъяснить эти незаконные, на наш взгляд, требования».

Адвокаты Ципиновой провели в «Урванском» совсем немного времени – они отдали своё заявление и получили талон о регистрации. Но когда они отъезжали от отдела полиции, сидевшая за рулем Ципинова заметила, что одновременно с ними двинулись и машины ДПС, припаркованные у здания. Адвокаты решили, что это просто совпадение – тем более что полицейские машины пропали из виду.

«Вызывайте понятых»

Очень скоро адвокаты поняли, что заблуждались. Случайно свернув не туда, они оказались на небольшой Советской улице. При этом, утверждает Ворукова, никаких правил они не нарушали и были пристёгнуты. Чтобы вернуться на правильную дорогу, Ципинова и её защитники решили проехать дальше – но тут на дороге возникла машина ДПС.

«Мы не доезжаем 200 метров [до перекрёстка] и выруливает машина ДПС со включёнными проблесковыми маячками. Она перегораживает нам дорогу, оттуда через громкоговоритель требуют, чтобы мы остановились. Со стороны это выглядит так, как будто за преступниками гнались, и вот догнали и подрезали», – рассказала Ворукова. 

Адвокаты подчинились требованию: «Вышел сотрудник ДПС, не представился, сразу подошёл к Диане Ципиновой и начал к ней обращаться». Её спутники объяснили, что девушка не имеет права разговаривать с посторонними. Они предложили задать все вопросы им, а заодно поинтересовались причиной остановки. По словам Воруковой, она задавала этот вопрос несколько раз, но так и не получила внятного ответа.

Сотрудники ДПС проверили документы Ципиновой, а затем потребовали открыть багажник. Ворукова и Саркисян отказались, потому что опасались «возможных провокаций». «Я объяснила, что мы не будем открывать багажник без понятых и предложила вызвать их, – рассказала защитник, – Но сотрудники ДПС не отреагировали на мою просьбу». Более того, по её словам, за машиной ДПС подъехал Renault Logan, обклеенный символикой эконом-такси. «В ходе всего инцидента вторая машина простояла напротив нас. Там было двое человек, которые снимали происходящее на камеру», – говорит адвокат.

Поняв, что «этот беспредел усугубляется», Ворукова набрала 112. Её соединили с ближайшей дежурной частью – ей оказался всё тот же ОМВД «Урванский». Адвокат попросила их прислать наряд Управления собственной безопасности МВД.

После этого Ворукова стала снимать происходящее на камеру телефона – видео есть в Facebook*. Запись начинается с незаконченного предупреждения сотрудника ДПС: «Дальнейшее обнародование данного видеоролика, который вы сейчас снимаете – если окажется в соцсетях или где-нибудь ещё…». Адвокат интересуется, почему сотрудник «боится соцсетей»: «Вы понимаете, что нарушение допускаете?». Чуть позже она просит объяснить, по какой причине сотрудники ДПС остановили «адвокатскую» машину, и сообщает, что хочет дождаться наряд УСБ. 

«Во время разговора по телефону из машины ДПС вышел третий сотрудник. Выяснилось, что это командир взвода. За нами отправили целого командира взвода! – возмутилась адвокат. – Он сказал что-то сотрудникам, и те стали быстро сворачиваться, чтобы уехать. Этот момент тоже есть на видео». Ворукова отметила, что просила сотрудников ДПС дождаться коллег из УСБ и «разобраться в ситуации». «На что они, естественно, быстренько прыгнули в машину и уехали», – закончила рассказ адвокат. Уехал и Logan с наблюдателями.

Участковый вместо УСБ

Несмотря на то, что машина ДПС покинула Советскую улицу, адвокаты решили дождаться сотрудников УСБ. К их удивлению, приехал всего лишь участковый. «Мы пояснили, что вызывали наряд УСБ. На что он ответил: “Мне сказали к вам ехать, потому что наряд УСБ к вам вызывать не хотят”» – рассказала Ворукова. Она вновь позвонила в службу 112, где её опять соединили с дежурной частью ОМВД «Урванский». «В грубой форме сотрудник дежурной части сказал мне, что никого вызывать не будет. А если я так сильно хочу пожаловаться, то могу сама ехать в УСБ писать заявление», – пересказала разговор Ворукова.

Адвокаты направились в СУСК по КБР Урванского межрайонного следственного отдела, где написали заявление (есть у «АУ»). Они сообщили о незаконном преследовании и потребовали провести проверку в отношении сотрудников ДПС, превысивших должностные полномочия. К сообщению они приложили видео инцидента. Кроме того, они рассказали о нарушениях со стороны сотрудников полиции, «сокрывших сообщение о незаконном преследовании» адвокатов. К моменту публикации адвокаты не получили ответа. «Улице» в следственном отделе сообщили, что заявление зарегистрировано и по нему проводится проверка. «АУ» также отправила запрос в ОМВД «Урванский», но пока не получила ответ.

Мадина Ворукова уверена, что случившееся было провокацией. Она предполагает, что наблюдатели с камерой хотели заснять момент общения Дианы Ципиновой с сотрудниками ДПС, а затем указать на нарушение условий меры пресечения. «Даже когда я встала перед своей подзащитной и объяснила сотрудникам ДПС, что контактировать с ней не надо из-за меры пресечения, сотрудники ДПС всё равно совершали попытки поговорить. Это могло стоить Ципиновой свободы, потому что появилось бы основание для заключения под стражу», – объяснила адвокат.

Адвокат Армен Саркисян тоже подозревает в действиях сотрудников ДПС провокацию. «Не хотелось бы основываться на предположениях, я всё же адвокат. Но люди очень рьяно пытались общаться именно с Дианой, хотя мы говорили, что есть решение суда. Им нужно было зафиксировать на видео общение Дианы с кем-либо. А это основание для изменения меры пресечения, – рассказывает защитник. – Что касается багажника, я тоже считаю, что это была возможная провокация – чтобы что-то подкинуть. Если бы были основания для досмотра багажника, они бы от этого не отказались». Адвокат добавил, что перед выездом в командировку в Кабардино-Балкарию он вместе с коллегами проанализировал уголовные дела, возбуждённые сотрудниками ОМВД «Урванский» по статьям 318, 319 УК. «Почти по всем делам потерпевшие – сотрудники ГИБДД. Поэтому мы сделали вывод, что со стороны сотрудников ГИБДД возможны опасные инциденты и подведение нас под уголовные дела», – рассказал Саркисян.

По мнению адвоката, приезд на место происшествия участкового вместо наряда УСБ говорит о желании ОМВД «Урванский» скрыть незаконное преследование адвокатов. «Они прислали участкового, потому что все звонки записываются, и им нужно было принять какие-то меры, – объяснил он. – Но сотрудники ДПС – спецсубъекты, поэтому должны были приехать сотрудники УСБ. То, что полицейские в “Урванском” не передали заявку на наряд УСБ, – грубейшее нарушение. Если бы им нечего было скрывать, они бы их вызвали».

Председатель комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП КБР Мухтар Мишаев сказал «Улице», что не участвует в защите Ципиновой и узнал о случившемся из интернета. «Если всё было так, как описывается в сети, то, конечно, это возмутительно, – сказал он. – Но насколько мне известно, адвокаты в нашу палату с жалобами на эту ситуацию не обращались». По сообщению Воруковой, она уведомила о случившемся АП Карачаево-Черкессии, в которой состоят как она, так и Саркисян. Правда сделала это только сегодня вечером. Кроме того, она планирует подробно поговорить с Нвером Гаспаряном – советником ФПА, также вступившим в защиту Ципиновой. Вчера он сказал «АУ», что не знает деталей ситуации.

* Принадлежит Meta – признана экстремистской организацией и запрещена.

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.