24.09.2020

Адвоката преследуют из-за порванного протокола

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+
Адвоката преследуют из-за порванного протокола Адвоката преследуют из-за порванного протокола

Он утверждает, что документ был испорчен из-за действий следователя

Иллюстрация: Ольга Аверинова

Сахалинский адвокат Александр Кулешов стал фигурантом уголовного дела о воспрепятствовании следственным действиям (ч. 2 ст. 294 УК). Поводом стал инцидент в местном управлении ФСБ: по версии следствия, адвокат после допроса порвал протокол с признательными показаниями своего подзащитного. Но Кулешов утверждает, что бумага порвалась из-за действий сотрудника ФСБ – который потом ударил адвоката и разбил ему телефон. Александра Кулешова поддерживает АП Сахалина, в его дело готовы вступить более 10 коллег.

П одробности своего уголовного дела Александр Кулешов рассказал вчера на пресс-конференции, которую пересказало издание Sakhalin.info. В декабре 2019 года он вступил по назначению в дело N, которого ФСБ обвинило в финансировании терроризма (ст. 205.1 УК). Он стал уже третьим защитником N – его предшественников следователь УФСБ по Сахалинской области Игорь Эрдниев вывел из дела. Кулешов утверждает, что попросил его об ознакомлении с материалами дела, но получил отказ. «После письменного обращения он разрешил мне ознакомиться, но фактически ничего так и не предоставил. Это было начало нарушения моих прав как защитника», – заявил Кулешов на пресс-конференции.

24 января 2020 года его подзащитный был допрошен. Кулешов рассказал «Адвокатской газете», что «следственное действие длилось не более 5 минут и напоминало инсценировку». При этом следователь Эрдниев запретил адвокату использовать диктофон. Кулешов решил зафиксировать в протоколе все эти нарушения: «Я писал свои замечания, что мне не предоставили материалы дела, что мне запретили пользоваться диктофоном, и вообще допроса не было – что следователь сам напечатал что-то».

По словам адвоката, следователь Эрдниев встал у него за спиной, прочитал написанное и потребовал отдать протокол. «Отвечаю: “Подождите, я допишу и отдам вам всё”. Он хватает документ рукой, начинает тянуть к себе, я прижимаю руками к столу, не отдаю, он сильнее тянет. В итоге листы рвутся», – рассказал на пресс-конференции Александр Кулешов. Он утверждает, что следователь Игорь Эрдниев позвал в кабинет другого сотрудника ФСБ – и попросил его подтвердить на видео, что это именно адвокат порвал документ.

Адвокат Александр Кулешов

Я в это время сказал: «Не советую вам давать ложные показания. В коридоре находится видеокамера, которая зафиксировала, когда вы сюда зашли, и что вас тут не было в то время, когда следователь Эрдниев порвал протокол».

После этого следователь прекратил запись.

Чтобы зафиксировать испорченный протокол и информацию, изложенную в нем, адвокат решил сфотографировать его на камеру смартфона. «В это время подбегает следователь, бьёт по рукам, кричит: “Ты что, с***, тут фотографируешь”, телефон улетает под стол, тухнет. Я его достаю – чёрный экран, разбитый экран», – рассказал Кулешов. Он считает произошедшее уголовным преступлением – ведь следователь ударил адвоката, который «находился при исполнении».

Через три дня после инцидента, 27 января, адвокат заявил о преступлении в 318-й военный следственный отдел СКР. После этого следователь отвёл Кулешова от участия в процессе. Тот попробовал обжаловать это решение в порядке ст. 125 УПК, но суд не принял жалобу, заявив, что адвокат уже выведен из дела.

В СУ СКР по Сахалинской области отказались возбуждать уголовное дело по заявлению адвоката (ведомство не ответило на запрос «АУ»). А 18 мая Александр Кулешов узнал, что дело возбудили уже в отношении него. По данным «АГ», в постановлении о возбуждении дела утверждается, будто адвокат порвал 6 листов протокола допроса. «Таким образом, имеются достаточные данные, указывающие на наличие признаков преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 294 УК, что в соответствии с ч. 2 ст. 140 УПК является основанием для возбуждения уголовного дела», – указано в документе. Если Кулешова признают виновным, то ему грозит до полугода ареста и лишение статуса.

Адвокат обжаловал постановление, указав, что сроки процессуальной проверки длились 2,5 месяца вместо положенных 30 суток. Но Южно-Сахалинский суд жалобу не удовлетворил; позднее, 18 сентября, Сахалинской областной суд поддержал это решение.

В разговоре с «Улицей» Александр Кулешов отказался комментировать дело и делиться какими-либо подробностями, указав, что ему «позвонили из палаты и сказали никаких комментариев не давать». Тем не менее «Адвокатской газете» он заявил, что уголовное преследование считает необоснованным и надуманным.

Адвокат Александр Кулешов

У меня не было умысла на совершение инкриминируемого мне деяния, так как я написал полторы страницы замечаний к протоколу допроса не для того, чтобы его порвать на глазах следователя. Для меня было важным, чтобы мои замечания дошли до прокурора и суда. Именно следователь воспрепятствовал исполнению мной профессиональных обязанностей адвоката.

Адвокатское сообщество Сахалина поддержало Александра Кулешова. Его защитником стал член Совета региональной АП, председатель Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов Сергей Протопопов. В дело также вступил адвокат Олег Решетник, который пересказал «Улице» позицию защиты. Адвокат считает, что дело возбуждено незаконно, а действия Кулешова, в результате которых протокол оказался порван, не были умышленными.

«Следственное дело закончилось, он берёт и пишет свои замечания на полтора листа. А потом он это берёт и рвет “умышленно”. Зачем надо было это делать? Человек сам по себе не любит делать ту работу, которую сам же будет уничтожать. Надо было бы тогда рвать протокол сразу же», – объясняет Решетник абсурдность ситуации.

По словам Решетника, к защите Кулешова готовы присоединиться не менее 10 местных адвокатов. Один из таких коллег предоставил ордер прямо перед пресс-конференцией. Такая публичная поддержка, по мнению Решетника, положительно влияет на ситуацию. «Поскольку это дело получило огласку, то руководство [Следственного комитета] будет внимательнее изучать материалы, – объясняет собеседник “Улицы”. – Может быть, они что-то не досмотрели. Мы считаем, что есть надежда [на победу в суде стороны защиты]».

Региональная адвокатская палата отправила обращения в адрес прокурора Сахалинской области, руководства региональных УФСБ России и СУ СК. Правда, Олег Решетник не знает, были ли получены ответы. Он посоветовал обратиться за комментарием к Сергею Протопопову, но тот отказался отвечать на вопросы «Улицы», заявив: «Мы уже дали ответы СМИ». Президент АП Сахалина Максим Белянин так же сказал, что «сторона защиты осветила, что посчитала нужным». «Главный принцип защиты – “не навреди”», – коротко резюмировал Белянин в переписке с корреспондентом «Улицы». Впрочем, он всё же пообщался с АГ, указав, что «в данном случае усматривается нарушение прав Александра Кулешова, поскольку рапорт, составленный по сообщению следователя Эрдниева об уничтожении материалов уголовного дела, проверяется в полной мере, а заявление адвоката о незаконных действиях Эрдниева рассматривается без максимального использования всех процессуальных способов сбора доказательств». По сведениям «АГ», Белянин утверждает, что протокол допроса не был оформлен до конца, поэтому его порча не может являться допустимым доказательством в уголовном деле: «Протокол можно было распечатать, адвокат и обвиняемый были в кабинете следователя, и ничто не препятствовало вызвать переводчика и закончить следственное действие в соответствии с нормами УПК. Таким образом, в действиях лица, порвавшего протокол, в любом случае отсутствует состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 294 УК РФ».

Обвинение Александру Кулешову должно быть предъявлено 28 сентября. Сергей Протопопов заявил на пресс-конференции, что число защитников Кулешова предполагают довести до ста человек. «Мы не хотим превратить дело в цирк. 100 адвокатских ордеров это всё же не про качество защиты, а такой демонстративный жест. Мы хотим привлечь внимание общественности к проблеме – адвокат становится фигурантом уголовного дела, когда выполняет свои обязанности», – сказал он.

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.