25.01.2022

Адвокат заметил слежку в Чечне

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+
Адвокат заметил слежку в Чечне Адвокат заметил слежку в Чечне

При этом защитника не пускают к доверительнице

Иллюстрация: Вивиан Дель Рио

Громкая история с похищением жены судьи Верховного суда Чечни в отставке Сайди Янгулбаева получила тревожное развитие. Как известно, Зарему Мусаеву увезли в Чечню 20 января. Уже на следующий день нижегородский адвокат Александр Немов приехал в Грозный – но до сих пор так и не смог попасть к доверительнице. Его не пускают в спецприёмник, где предположительно находится женщина: свидание требуют согласовать с руководством УМВД. С решением суда, который назначил Мусаевой административный арест за оскорбление полицейского, защитнику тоже пока не удалось ознакомиться. При этом за всеми передвижениями Немова в Чечне следят неизвестные.

А двокат Александр Немов рассказал «Улице», что приехал в Грозный уже 21 января, на следующий день после похищения Заремы Мусаевой. Сначала он посетил отдел полиции №1 – там работает следователь Хусаинов, который подписывал постановление о принудительном приводе женщины. «Официально Хусаинов – следователь следственного управления при УМВД по городу Грозный. Но кабинет у него там, в этом отделе, – объяснил адвокат. – Я приехал в отдел. Подал следователю заявление о том, что прошу проводить следственные действия исключительно в моём присутствии, а также прошу предоставить мне свидание с Мусаевой. У меня его приняли – что уже удивительно. Мои телефоны и электронная почта были там указаны».

Однако с защитником так никто и не связался. Дежурный дал Немову личный телефон следователя, но тот не взял трубку. После этого адвокат покинул Чечню, так как наступили выходные и ему не удалось бы добиться встреч с официальными лицами.

Вечером 23 января министр печати Чечни Ахмед Дудаев рассказал в эфире «Дождя»* (внесён в реестр иноагентов), что Мусаеву задержали за административное правонарушение – оскорбление и нападение на полицейского. По словам Дудаева, суд уже прошёл, женщине назначили административный арест на 15 суток. Он не уточнил, когда именно состоялось заседание и какую конкретно статью КоАП нарушила женщина. 24 января на сайте Ленинского районного суда Грозного появилась карточка по делу Мусаевой. Там указано, что решение по существу суд вынес 21 января в 22:20. В карточке упомянута ч. 1 ст. 20.1 КоАП («Мелкое хулиганство»).

Напомним, ранее глава Чечни Рамзан Кадыров писал: когда Мусаеву доставили в Грозный, она якобы «напала на сотрудника полиции и чуть не лишила его глаза». «Тем самым она уже заработала себе статью на реальный срок заключения», – заявлял Кадыров.

На следующий день после заявления Дудаева адвокат вернулся в Чечню и поехал в грозненский спецприёмник – он предположил, что арестованную на 15 суток женщину должны содержать именно там. «Вышедший дежурный сказал, что не пустит меня без согласования с заместителем начальника грозненского УМВД. И предложил мне самому проехать в УМВД, найти там этого заместителя и спросить у него дозволение, – рассказывает Немов. – Я, естественно, не стал в эти игры играть».

Адвокат позвонил на телефон доверия МВД Чеченской Республики и рассказал о недопуске. «Сначала этот товарищ [на телефоне доверия] не хотел принимать у меня обращение. Но когда он услышал, что я записываю разговор, сказал, что принимает, – вспоминает Немов. – И сообщил, что вызовет ко мне наряд – чтобы проверить, есть ли у меня основания для посещения моего подзащитного. Так теперь это делается!» В итоге наряд так и не появился. Немов приехал в прокуратуру Чеченской Республики, подал жалобу на недопуск и приложил копию ордера.

После этого адвокат поехал к следователю Хусаинову – ведь в его постановлении привод Мусаевой по делу о мошенничестве был назначен на 17:00 24 января. Однако в 17:00 следователя не было на месте и Мусаеву к нему никто не приводил – по крайней мере, так сообщили адвокату в дежурной части. В сам отдел полиции его никто не пустил. Немов пытался позвонить следователю, писал ему СМС, но Хусаинов не отвечал. Затем из отдела вышел конвойный и сообщил, что у него не было заказа на доставление Мусаевой в отдел полиции из спецприёмника. «Более того, он пояснил, что отказался бы доставлять её в ОВД, потому что это противоречит внутренним инструкциям, – рассказал Немов. – Нельзя доставлять административно задержанных в отделы. Или к ним надо ехать, или в иное учреждение, где возможно обеспечить охрану».

Защитник подчёркивает: до сих пор никто не знает, где на самом деле находится Зарема Мусаева: «Её забрали 20 января, хотя привод было необходимо обеспечить 24 января. Где она четыре дня должна была находиться – это вообще процессуальная загадка. Просто невозможно объяснить, в каком статусе она должна была ожидать привода, в каком учреждении. Что это – новый способ лишения свободы?» Выяснить, за какое именно действие Мусаевой назначили 15 суток ареста, тоже не удалось. Когда Немов приехал в Ленинский районный суд, ему показали приказ председателя: в связи с загруженностью суда приём ведется до 15:00. Тогда Немов подал заявление об ознакомлении и предоставлении копии постановления через Госуслуги.

«Улица» разговаривала с адвокатом вчера, 24 января. Но он попросил не публиковать материал, пока не покинет Чеченскую Республику – из-за слежки. «Ещё в пятницу, когда я ездил по Грозному, за мной следовал один и тот же автомобиль с одним и тем же человеком. В процессе движения по городу я даже встречался с ним лицом к лицу – он не особо прятался, – вспоминает защитник. – Потом, уже когда я ехал в аэропорт, в этом автомобиле было два человека. Двигались они чётко за моей машиной. Я всегда передвигался на разных автомобилях, останавливался в разных точках, а машина преследовала та же самая».

В понедельник, 24 января, он вернулся – и слежка продолжилась. «Уже другая машина наступала на пятки. Я менял автомобили, но преследующий автомобиль был тот же самый. Кто это, что это – я понятия не имею, – рассказал Немов. – Я понимаю, что жалобы, обращения ничего не решат. Скажут, что человек просто двигался в том же направлении. Поэтому я пока не знаю, обращаться или нет в правоохранительные органы. Хотя по месту жительства я оставил сообщение, в УВД по Нижнему Новгороду. Потому что проведение слежки за адвокатом исключительно в связи с оказанием им юридической помощи – это очень странная история. У меня даже ни разу не было политических высказываний, для чего эта слежка, я не понимаю».

Немов добавил, что планирует обратиться в Нижегородскую адвокатскую палату по поводу своего недопуска. Председатель КЗПА АП Нижегородской области Георгий Курашвили рассказал «Улице», что знает о проблеме. «Я вышел из судебного заседания и мне коллеги рассказали, что его опять не пускают, – говорит он. – Александр Немов уже трижды к нам в КЗПА обращался по подобным вопросам. Когда выкрали парней-чеченцев из Нижнего Новгорода, он ездил в Чечню и пытался к ним попасть, но тоже не смог. Мы рассматривали этот случай на комиссии, признали нарушением, палата трубила во все возможные инстанции. Но они [правоохранительные органы Чечни] продолжают то же самое».

Председатель КЗПА АП Нижегородской области Георгий Курашвили

Потому что в Чечне сегодня полное неподчинение федеральным законам, которое происходит с попустительства федеральной власти.

В свою очередь, председатель КЗПА Чечни Анас Умаров сообщил «Улице», что не знает про недопуск Немова к Мусаевой. Он посоветовал адвокату обратиться в ФПА.

«Улица» направила запросы в министерство внутренних дел по Чеченской Республике, республиканскую прокуратуру и Ленинский районный суд Грозного.

20 января в нижегородскую квартиру экс-судьи Верховного суда Чечни Сайди Янгулбаева ворвались неизвестные. Они представились полицейскими из Чечни и показали адвокату Наталье Добронравовой постановление о принудительном приводе Янгулбаева и его жены Заремы Мусаевой в качестве свидетеля по некоему уголовному делу о мошенничестве. Из-за статуса судьи в отставке Янгулбаева забирать не стали. Его больную диабетом жену насильно вывели из квартиры без верхней одежды и обуви, после чего увезли в Чечню. При этом неизвестные побили адвоката Наталью Добронравову, двух юристов Комитета против пыток*, ударили судью и его дочь.

22 января уполномоченный по правам человека в Чечне Мансур Солтаев опубликовал видео с Мусаевой. На записи женщина с трудом отвечает на его вопросы – говорит, что ей купили лекарства и не применяли к ней силу. Глава Чечни Рамзан Кадыров в своём телеграм-канале заявил, что действия силовиков законны – якобы ранее семье Янгулбаевых неоднократно направляли повестки. Также Кадыров назвал семью пособниками террористов и заявил, что им «место либо в тюрьме, либо под землёй» и призвал их задержать, а в случае сопротивления – «уничтожить».

Ранее «Улица» публиковала интервью с сыном экс-судьи, правозащитником Абубакаром Янгулбаевым. Он рассказал «Улице» о ситуации с родственниками, о собственном задержании и о специфике юридической работы в регионе.

* Внесены в реестр «иноагентов».

Обновление: добавлена информация про запросы в правоохранительные органы.

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.