26.05.2020

«Я посмотрю, как ты будешь орать, когда я тебя пущу по кругу»

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+
«Я посмотрю, как ты будешь орать, когда я тебя пущу по кругу» «Я посмотрю, как ты будешь орать, когда я тебя пущу по кругу»

Избитые адвокаты из Кабардино-Балкарии рассказали «Улице» о конфликте с полицейскими

Иллюстрация: Вера Демьянова
Процесс
Конфликт адвокатов с полицейскими в КБР

Адвокатское сообщество страны уже несколько дней обсуждает видео из отдела МВД «Урванский» в Кабардино-Балкарии. На записи видно, как группа полицейских применяет физическую силу против трёх женщин-адвокатов, чтобы вытолкнуть их из здания. Причём руководит их действиями человек, представившийся начальником «Урванского». «Адвокатская улица» поговорила с пострадавшими адвокатами Дианой Ципиновой и Людмилой Кочесоковой. Они рассказали, как развивался конфликт – и почему он касается всех защитников республики.

Т рём адвокатам из Кабардино-Балкарии – Диане Ципиновой, Наталье Маговой и Людмиле Кочесоковой – не скоро удастся забыть ночь с 20 на 21 мая. Защита задержанного коллеги обернулась для них нарушением профессиональных прав, угрозами сексуального насилия и физическими травмами. Всё началось с просьбы о помощи.

«Действовал исключительно на основании удостоверения адвоката»

20 мая адвокат Ратмир Жилоков позвонил коллеге Людмиле Кочесоковой и рассказал, что попал в неприятную ситуацию. По просьбе доверительницы он приехал на место осмотра помещения. Защитник предъявил удостоверение и попросил показать документы, на основании которых производилось следственное действие. Однако вместо этого сотрудники МВД надели на него наручники и насильно доставили в межмуниципальный отдел полиции «Урванский». Оттуда он и позвонил коллеге. «Жилоков действовал исключительно на основании удостоверения адвоката, что напрямую исключало возможность его задержания. Он рассказал, что не давал причин для этого – в ходе беседы с полицейскими произошел сугубо профессиональный спор. Сотрудники полиции хотели осуществить осмотр нежилого помещения, но санкций на это у них не было. Жилоков указал им, что они не имеют права проникать в это помещение и проводить следственные мероприятия. Видимо, эта позиция адвоката и стала причиной задержания», – предположила в беседе с «Улицей» адвокат Кочесокова.

Супруга задержанного поручила защиту мужа трём адвокатам. «Мы явились в отделение для оказания адвокатской помощи Жилокову. При этом у нас были на руках удостоверения адвоката и соответствующие ордера на защиту», – говорит Кочесокова. Но на месте адвокаты поняли, что увидеться с коллегой им будет не так-то просто. «Нам отказали в допуске к нашему подзащитному – сразу сообщили, что мы просто не попадём в здание. Тогда мы обратились с заявлением о незаконном удержании Жилокова в Урванский межрайонный следственный отдел СУ СК по КБР, где наш коллега и находился. Также звонили на телефон дежурного прокурора, по телефонам горячей линии МВД по Кабардино-Балкарской республике, обратились с заявлением в дежурную часть МВД по КБР», – перечислила адвокат.

«Честно говоря, мы даже испугались»

Попасть в здание адвокаты смогли случайно – воспользовавшись тем, что один сотрудник вышел из дверей отдела. По словам Дианы Ципиновой, там их встретили заявлением, что они «не имеют права доступа и нахождения в отделе». Женщины парировали, что «пришли не в гости, а в целях осуществления адвокатской деятельности». При этом Ципинова включила видеозапись на своем телефоне. Это вызвало у полицейских недовольство, они потребовали прекратить снимать их. Но адвокат пояснила, что для съёмки не требуется их согласия, поскольку она не фиксирует документы, защищённые государственной тайной, а отделение не режимный объект. В беседе с «АУ» Ципинова сообщила, что сделала это, чтобы «заснять как неправомерные действия указанных сотрудников, так и законные действия адвокатов».

Адвокат Диана Ципинова

Вы же понимаете: их слово – против нашего слова, которое не очень сильно в России. Если мы не фиксируем правонарушения, то они просто остаются на уровне «мы пожаловались – и нарушения не подтвердились».

На записи видно, что поначалу адвокаты, стоя в тамбуре у рамок-металлоискателей, разговаривали через решетку с находящимися внутри сотрудниками полиции – и даже получали ответы на вопросы. Однако затем ситуация накалилась: «Вышел Шогенов Родион Борисович, начальник отдела, стал ругаться из-за того, что нас пустили. Чувствовалось по крику, что он был очень зол в этот момент. Честно говоря, мы даже испугались. И произошёл весь этот конфликт, который вы дальше видите на записи, – рассказывает Кочесокова. – [Шогенов] фактически руководил действиями всех лиц, которые там находились». На записи видно, что после прихода Шогенова адвокатов начинают силой выталкивать из помещения, применяя физическую силу. Защитники пытались сопротивляться, но группа мужчин оказалась сильнее. Адвокаты добавили, что те были одеты в гражданскую одежду и никто из них не представлялся: «Мы изначально не знали, что все люди, которые там были, являются сотрудниками полиции».

«Мне просто нужно было отбиваться»

В результате трёх адвокатов буквально выбросили из здания. При этом в отделе остался телефон Ципиновой, на который она вела видеозапись. По словам адвоката, в ходе потасовки телефон вышибли из её рук – и далее сотруднику, подобравшему телефон, было сказано стереть все видеозаписи.

Всё, что происходило у здания дальше, попало на другие записи – с камер видеонаблюдения. «Фактически на меня нападают пятеро мужчин во главе с начальником. Я два раза падаю. Люда [Кочесокова] просто летит на бетонный пол. Наташа [Магова] ударяется о металлические двери. Все почему-то думают, что на видео я бегу кого-то бить – на самом деле я бегу за телефоном, я начинаю кричать: “Верните мой телефон!” – рассказала “Улице” Диана Ципинова. – В эту минуту начинается потасовка, и мне просто нужно было отбиваться – ко мне применяли насильственные действия <…> Сзади меня стоял мужчина в чёрной футболке, который просто своими гениталиями прижимался ко мне сзади, трогал грудь и живот… Это граничит с сексуальным домогательством – происходит конфликт. Я говорю: “Ещё раз меня попробуй тронуть!”. И вот здесь кульминационный момент – когда этот мужчина мне заявляет, что он применит ко мне насильственные действия сексуального характера».

Полицейские забрали Ципинову внутрь отдела, оставив двух её коллег у входа. «Когда Диану уволокли в отдел, естественно, я снова обзвонила все дежурные части, все горячие линии. Звонила также в дежурную часть МВД, звонила дежурному прокурору КБР, – рассказала Кочесокова. – Я просила либо Следственный комитет, либо УСБ приехать и быстро изъять видеозаписи, которые сотрудники могли уничтожить. Я просто в каждом своём сообщении, в каждом звонке именно об этом и говорила, просила побыстрее изъять эти записи». Но они приехали только утром 21 мая.

«У тебя только началась весёлая ночка»

О том, что происходило в это время в отделе, известно лишь со слов Ципиновой, поскольку её увели за пределы досягаемости камер видеонаблюдения. Адвокат рассказала «Улице», что на неё «надели наручники, после чего несколько человек стали угрожать применением группового насилия сексуального характера».

Адвокат Диана Ципинова

И начальник ОМВД говорит: «У тебя только началась весёлая ночка. Я посмотрю, как ты будешь орать, когда я тебя пущу по кругу», имея в виду, что ко мне применят именно насилие сексуального характера.

По её словам, в отделе она провела несколько часов. Всё это время её руки были скованы двумя парами наручников, она подвергалась психологическому давлению и грубому обращению: «Меня тащат на третий этаж, запирают в каком-то кабинете, со мной там находятся четверо или пятеро мужчин, они меня никуда не выпускают. А когда понимают, что этот кабинет окнами выходит на улицу, и что с улицы слышно, как я отбиваюсь, кричу и молю о помощи – они меня выкидывают в коридор, не подпускают ни к одному окну. Меня окружают семь сотрудников, которые не дают мне пошевелиться, мне скручивали руки так, что я орала, что мне их поломают».

Адвокат предполагает, что сотрудники отдела не случайно проявили к ней особое внимание. Ципинова с 2018 года защищает человека по уголовному делу, в котором потерпевшим признан брат начальника межмуниципального отдела «Урванский». «На меня уже нападал младший брат Шагенова Родиона Борисовича – Шагенов Адзор Борисович. Он выступал потерпевшим в рамках этого уголовного дела, – рассказала она “АУ”. – По этому факту я уже обращалась в следственные органы. Ими были истребованы записи камер видеонаблюдения из Нальчикского городского суда, на которых видно, что Шагенов Адзор бежит на меня с кулаками и его удерживает судебный пристав. Однако тогда следственные органы посчитали, что угрозы жизнью и здоровью не имеется, состава преступления нет – и отказали в возбуждении дела».

«Если конфликт останется на уровне КБР, то его спустят на тормозах»

Утром в отдел приехали сотрудники Управления собственной безопасности МВД, они же вызвали к Ципиновой скорую помощь. После этого Жилокова и Ципинову отпустили – ей даже вернули телефон. С него действительно оказалась удалена сделанная адвокатом видеозапись, но, по словам Кочесоковой, сотрудникам полиции не удалось стереть её бесследно: «Видео было восстановлено УСБ из облака».

В понедельник, 25 мая, адвокаты обратились в Следственный комитет и прокуратуру (копия заявления в адрес председателя СК РФ Александра Бастрыкина есть в распоряжении «АУ»). В настоящий момент, сообщили «Улице» в пресс-службе региональной прокуратуры, по факту инцидента проводится проверка: «Зарегистрирован материал в Следственном комитете […] результатов нет, решение окончательно не принято… Сам факт уже установлен, по этому факту зарегистрирован материал». В адвокатской палате республики «Улице» сказали, что в ближайшее время рассмотрят ситуацию, но пока прокомментировать её СМИ не могут.

Как это часто бывает в подобных конфликтах, избитые адвокаты сами теперь рискуют оказаться под следствием. Диана Ципинова сообщила «Улице», что сотрудники отдела полиции уже заявили в СК, что в отношении них было применено насилие: «Пишут, что это на них напали, что мы штурмом всё брали. Там версии, что мы были пьяны. Вообще это даже смешно обсуждать». «Мы освидетельствовались на предмет наличия в крови у каждого из четырёх адвокатов наркотических средств и алкоголя. Естественно, по всем показателям – нули», – добавила Кочесокова.

В самом ОМВД отказались комментировать произошедшее, в том числе взаимные обвинения сторон конфликта, перенаправив корреспондента «АУ» в пресс-службу МВД республики. Там попросили направить официальное обращение, реакции на которое редакция пока не получила. Также «АУ» обратилась в пресс-службу СУ СК по Кабардино-Балкарии, но и оттуда ответ не пришёл.

Сейчас, по словам адвокатов, главное для них – чтобы история получила общественный резонанс. Они опасаются, что если шум уляжется до принятия каких-то решений по поводу инцидента, то ситуацию удастся замять. Поэтому адвокаты благодарят коллег со всей России, которых возмутил произошедший конфликт.

Адвокат Диана Ципинова

Адвокаты сейчас стараются придать максимальный резонанс этой истории. Все понимают, что если конфликт останется на уровне КБР, то его спустят на тормозах – и мы будем ходить и говорить: «Спасибо, что не возбудили дело по 318-й   УК (насилие в отношении представителя власти)». Сейчас борьба идёт не столько за наши права, сколько за права адвокатов вообще.

Сегодня на сайте ФПА РФ появилось сообщение о том, что президент федеральной палаты Юрий Пилипенко обратился по этому поводу к министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву. Пилипенко назвал произошедшее «грубейшим нарушением профессиональных прав адвокатов и требований закона», а действия сотрудников полиции – «не только недопустимыми, но и требующими принципиальной оценки руководства МВД».

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.